Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Иванова Мария Александровна По прибытии в Холмогоры архиепископ отслужил Литургию и совер­ шил вокруг городских стен крестный ход, в продолжение которого «непре­ станно звонили во вся».4 В этот же день владыка Афанасий повелел, чтобы «в соборной (Преображенской) церкви и во всех церквах на Холмогорах» 19 октября праздновать праздник Преображения Господня со всенощным бдением.5К малой вечерне звонарь по обычаю благовестил во вседневный колокол, после чего попеременно звонил в два меньших. К началу всенощ­ ной, по указанию владыки, благовестили в большой колокол. Во время ше­ ствия Архиерея на службу звонили во вся.6 После благословении хлебов по соборному обычаю совершалось чтение Апостола. Во время чтения производился звон «во вся», а по окончании чтения ключарь давал особый сигнал звонарю на завершение звона.7 Заме­ тим, что своевременность звона, умение «не заглушить» важные моменты службы - мастерство, которое достигается внутренним чутьем и опытом. В этом случае требовалась предварительная серьезная проработка четкости действий сигнальщика и звонаря. Так, перед чтением Евангелия, в момент пения «Славы» на антифонах, пономарь, поклонившись Архиерею, ударял в «вестник», после чего звонцы (звонари) звонили «во вся». Когда на про- кимнах в третий раз пели: «да хвалит Господа», тогда звон прекращался.8 По окончании всенощного бдения совершался «звон во вся» на выход Архиерея.9 На двунадесятые праздники, например, на Богоявление, на 9-й песне Канона непродолжительно благовестили в большой колокол «для ходу» на Великое освящение воды. После службы ударяли в большой «на собор», а затем во вседневный «и в два меншие, переменяяся». Под звуча­ ние колоколов совершалось величественное шествие на иорданскую купель.10Особый интерес представляют сведения, посвященные регламенту звона при «провождении» Архиерея на Литургию. В половине второго дня начинался благовест к службе. Архиерей восходил на паперть, осенял «на обе страны» и, трижды поклонившись «пред дверми церковными», входил в храм. В этот момент благовест оканчивался до начала «большого звона» к 4Там же. С. 6. 5Там же. С. 189. 6Там же. С. 6. 7Там же. С. 10. 8Там же. С. 11. 9Там же. С. 13. 10Там же. С. 58. 408

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz