Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Традиции соборных звонов в Архангелогородской Епархии в XV1I-XVIII вв. Слева направо: Пасхальный звон. Открытка с картины М. М. Гермашева. Праздничный трезвон. Художник М. Я. Виллие. В настоящей статье мы постараемся хотя бы отчасти рассмотреть общественно-государственные и богослужебные чины церковного призы­ ва, которые отражали атмосферу средневекового Севера в период пребыва­ ния на холмогорской кафедре владыки Афанасия. Вместе с тем необходимо передать те непростые условия, в которых подвизались холмогорские зво­ нари, имена которых, к великому сожалению, неизвестны. Поэтому в память их бескорыстного соборного служения реконструируем наиболее редкие и красочные чины, которые были бы интересны и современным звонарям. Наше внимание привлек фрагмент, повествующий о событиях приезда в Холмогоры архиепископа Афанасия. В октябре 1682 г. владыка выехал из Москвы принимать дела своей Епархии. В начале первого часа дня велел преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важеский, благовестить «в собор». По окончании Литур­ гии указано было городским и «окологородным» приходским священни­ кам с иконами, в лучшем облачении и со звоном выйти «на встретение пре- освященнаго архиепископа». А священникам и Архиерейскому диакону из Троицкого собора на Глинках встретить Владыку непосредственно на при­ чале. Священнослужителей со святыми иконами встречали благовестом в большой соборный колокол, а затем и звоном, но непродолжительным, с участием всего двух-трех колоколов. Когда владыка Афанасий «приста стругом на Глинках к берегу», в то время звонили торжественно «во вся».3 3 Голубцов А. П. Указ. Соч. С. 3. 407

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz