Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Иванова Мария Александровна ных властей. В соборных уставах, как правило, оговаривались чины торже­ ственныхАрхиерейских выходов, встреч именитых лиц, молебнов, крестных ходов и т. д. В конце XIX - нач. XX в. Чиновники Московского, Новгородского и Холмогорского соборов были изданы А. П. Голубцовым, выдающимся ли- тургистом, профессором Московской Духовной академии. В этом ряду Чи­ новник Холмогорского Преображенского собора стал одним из источников XVIII в., где представлены богатые и ценные сведения о традициях северно­ го звона. В настоящей статье обычаи соборных звонов рассматриваются на примере двух редакций Чиновника, опубликованных ученым. По словам А. П. Голубцова, «обе рукописи заключают в себе один и тот же церковно­ литургический документ - “Соборный Холмогорский Чиновник” - с при­ соединением краткой летописи церковной истории Архангелогородской Епархии конца XVII - первой половины XVIII в .» .1 Представленные в соборном Уставе события связаны с важными поли­ тическими фактами в жизни г. Холмогор и Двинского Севера. В 1667 г. Мо­ сковский собор в целях борьбы с расколом учредил целый ряд новых епи- скопий (Епархий), в том числе Холмогорскую и Важескую. Первым Холмо­ горским и Важеским владыкой стал архиепископ Холмогорский Афанасий (1640-1702), который прибыл по назначению в 1683 г. Творчески одарен­ ный человек, ценитель богослужебных уставов, чинов и обрядов, архиепи­ скоп Афанасий принадлежал к числу передовых людей своего времени. Вла­ дыка был правой рукой Петра I на Севере в ответственные годы Шведской войны. Именно ему Петр поручил наблюдение за организацией обороны Архангельска в 1701 г. Вместе с тем, архиепископ Афанасий уделял большое внимание церков­ ному строительству. При Афанасии в Холмогорах был построен ряд камен­ ных церквей: Спасо-Преображенский собор, Введенская церковь, церковь Иакова брата Господня, Успенский собор в Успенском женском монастыре.2 Такой объем строительства, возможно, повлек за собой возведение новых звонниц, отливку колоколов, организацию штата звонарей, составление по­ рядка благовеста и других звонов. 1 Голубцов А. П. Чиновники Холмогорского Преображенского собора. С предисл. и указателем. Изд-е Императорского Общества истории и древностей Российских при Московском ун-те. М., 1903. С. 5. J Брюсова В. Г. Холмогорский летописец и художникXVII в.: (Об одном из авторов Двинской летопи­ си) / / Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) Ака­ демии наук СССР, XVII. М. - Л., 1961 „С. 445-4S3. 406

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz