Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Шариков Виктор Григорьевич, Шариков Павел Викторович КНЯЗЕ ФЕДОРЕ БОРИСОВИЧЕ И ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЕ КСЕНИИ БОРИСОВНЕ И ПРИ СВЯТЕЙШЕМ ПАТРИАРХЕ ИОВЕ МОСКОВ­ СКОМ И ВСЕЯ РУССИИ СЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ К ТРЕМ СВЯТИТЕ­ ЛЯМ ВЕЛИКИМ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ ГРИГОРИЮ БОГОСЛОВУ И ИОАННУ ЗЛАТОУСТОМУ ИЮЛЯ В 1 ДЕНЬ НА КОЛМОГОРЫ ЛЕТА 7111-го » . Далее следовала литая латинская надпись^ указывающая мастера-литещика Корнелиуса и год отливки - 1бОЗ.Подобные два колоко­ ла с церковнославянской и латинской надписями висят сейчас на колоколь­ не Софийского собора в Вологде - один весом 400 пудов, отлитый в Герма­ нии (г. Любек) в 1687 г.; второй весом 122 пуда, отлитый в Голландии (г. Амстердам) в 1627 г. До XVIII в. бронза считалась драгоценным сплавом (стоявшим по цене на третьем месте после золота и серебра) и стоила очень дорого - 4-5 ру­ блей за пуд (сравните - корова стоила в то время 10 копеек серебром). Поэ­ тому приобретение даже небольшого колокола для храма или обители было большим праздником. В XVIII в. ситуация резко меняется. Благодаря усилиям Петра I Россия быстро освобождается от иностранной зависимости в деле добычи и вы­ плавки меди и олова и к середине века выходит на 3-е место в мире по экс­ порту меди. Колокольная бронза потеряла также свое стратегическое значе­ ние, так как с 1715 г. пушки начали лить из стали. Все это заставило прави­ тельство снять ограничения по использованию меди и олова и привело к бурному развитию колокололитейного дела по всей стране. На Севере также открываются новые колокололитейные центры: в г. Сольвычегодск, с. Кегостров под Архангельском и др. Развитие местного производства позволяет покупать колокола уже многим сельским храмам. Так, в 1780-х гг. известный мастер из Кегострова Иван Христофоров отли­ вает для Варзугского прихода три колокола весом 10, 13 и 21 пуд [3, с. 158]. Бурное развитие колокольного дела привело и к резкому росту веса при­ обретаемых колоколов. Многие храмы и монастыри Севера покупают в Мо­ скве и других центрах колокола весом 100 и более пудов или приглашают для отливки тяжелых колоколов на местах известных мастеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды или местных литейщиков. Например, Соловец­ кий монастырь в 1738 г. приглашает московских мастеров для отливки 1150-пудового колокола, монастырь Архангела Михаила в Архангельске приобретает в 1784 г. в Москве колокол весом 130 пудов, Холмогорский Спасо-Преображенский собор в 1780-х гг. отливает на месте колокол весом 402

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz