Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Шариков Виктор Григорьевич, Шариков Павел Викторович Великий Устюг: - Тотскин Семен «Колокольник» (1624-1646), имел учеников, по госу­ дареву указу работал также в Вологде, Перми, Сольвычегодске, Тагиле; - Кузнецов Никифор Иванов сын «Колокольник» (1634-1644), ученик Семена Тотскина. Вологда: - Евтихеев Карп (1645); - Петригин Ларион (1645); -АлександровНестор «Колокольник» (1674); -И в а н (1674); - старец Иосаф (1674); - Сумлянин Иван Порфирьев сын (1674); - Галкин Яков Галактионов сын (1675). Что касается приобретения колоколов за рубежом, то здесь ситуация в XVI-XVII вв. выглядела не так просто. Составляющие колокольную бронзу медь и олово были в то время стратегическим товаром, так как из них дела­ лись также и пушки. Поэтому все, что касалось этих металлов (разведка ме­ сторождений, добыча, производство, закупка за рубежом и продажа), дер­ жалось под строгим контролем Пушечного приказа. В те времена Россия могла удовлетворить потребность в меди за счет своих запасов только на одну треть, а олово было полностью привозным товаром. Эти металлы по­ ставлялись нам из Англии, Дании, Голландии Швеции в основном через порт Холмогоры, а позже Архангельск. Как правило, металлы поставлялись в виде готовых изделий: медь - тазовая, котловая, кровельная, проволока, полоса и т. д.; олово - лычное (полосовое), рогожное (свертками), в виде столовой посуды (тарелки, кружки и т. д.). Большое количество металла так­ же привозилось в виде колоколов (разбитых или целых, несколько десятков в год), которые большей частью отправлялись гужевым транспортом в сто­ лицу на Пушечный Двор, но некоторая часть доставалась храмам и мона­ стырям. Мы и сейчас в некоторых северных храмах и монастырях (особенно вдоль тракта Архангельск - Москва) можем найти колокола иностранного производства. Иногда монастыри получали в подарок трофейные колокола. В то же время, пользуясь развитием торговых отношений, с разрешения властей не­ которые обители заказывали колокола за рубежом (обычно в Германии или Голландии). Так, на построенной в 1769 г. колокольне Холмогорского Спасо-Преображенского монастыря висело сразу три больших благовест- 400

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz