Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Шариков Виктор Григорьевич, Шариков Павел Викторович Старинные металлические и деревянные била и бильницы. История колоколов на русском Севере уходит корнями к началу XVI в. До этого в местных храмах и монастырях использовались деревянные, ме­ таллические и каменные била или клепала, а также маленькие колокольчики. С воцарением Ивана IV Грозного на севере страны появляются большие ко­ локола. Царь придавал большое значение северным окраинам, что было вы­ звано как необходимостью обороны рубежей от постоянных набегов шве­ дов и поляков, так и укрепления путей, через которые осуществлялась тор­ говля со странами Западной Европы . В это время многие монастыри получали царские подарки в виде колоколов.2Так, основатель Печенгского монастыря Трифон для обеспече­ ния существования обители ходил в 1556 г. в Москву просить утвердитель­ ной грамоты Ивана Грозного. Встретив царя на пути в церковь, он подал ему челобитную и вскоре получил от него жалованную грамоту и подарки: колокола и церковную утварь.3 Колокола в XVI в. поступали на Север Руси в основном из Москвы (чаще всего небольшие), Пскова и из-за границы через порты Холмогоры и Ново- Холмогоры, который с 1613 г. стал называться Архангельском. Были случаи, когда колокол отливался на месте приглашенными мастерами из Пскова или Московского Пушечного Двора. Например, в Соловках 1600 г. был отлит огромный по тем временам колокол весом 700 пудов (11,5 тонн), названный «Борисовичем», так как большую часть меди и олова пожертвовал царь Бо ­ рис Годунов. 1Возможно, это было связано и с пристрастием Ивана Грозного и его сына Федора к колокольному звону, которое широко описывается в летописях и литературных произведениях. Колоколам и звонам так­ же благоволил Борис Годунов, который любил одаривать обители колоколами. 3 Козьмин Н. Печенгский монастырь в Лапландии / Архангельские Епархиальные ведомости. 1901, № 9 (15 мая). С1901 г. 271. 398

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz