Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Игумен Митрофан (Баданин) В этих документах упомянутые земли назывались «пустынные Мар- хия» (outha Merkum).22 Обширные территории обретают реальные грани­ цы лишь в договоре 1251 года при святом благоверном князе Александре Невском. В последующих договорах эти границы дополняются конкретны­ ми географическими привязками. Так, например, договор 1326 года уже строго оговаривает: «Русские взимают дань вдоль моря [берега нынешнего Баренцева и Норвежского морей. - И. М.] до Lungstuen [местечко в 45 км на восток от г. Тромсе. - И . М .], а на фиельдах [«полях» , то есть на матери­ ке. -И .М .] вдоль Мое1е-реки [сейчасрекаМуониэльвен], лежащей несколь­ ко выше23 Lungstuen, к востоку от Киелена [Kjolen, Кьёлен - цепь горных хребтов вдоль побережья Норвегии к северу от Тронхейма. - И. М .]. Н ор ­ вежский же король берет дань на востоке от начала Trjanema [Кольского полуострова. - И. М.] до Gandvik [Белого моря. - И. М.], там, где течет Vela- река [река Вяла (Vaelijoki) на Белом море (Vilgesahpi), приток реки Умба. - И. М.]. Везде, где живут полукарелы или полуфинны [полусаамы. - И . М .], происходящие от финской матери».24 VI Вопрос о степени христианского просвещения нашей земли и времени его начала также нуждается в корректировке. Безусловно, столь очевидное, из древности идущее русское присутствие на пространствах Крайнего Се­ вера Европы не могло не сопровождаться духовным освоением этих земель. Однако в первые столетия христианской жизни на Руси подвижники веры явным образом тяготели к пустынному, отшельнического житию, и с боль­ шим нежеланием принимали общежительные идеи «киновий» . (Вспомним проблемы прп. Сергия Радонежского, в 1354 году введшего общежительный устав и столкнувшегося с сопротивлением монахов, вскоре даже покинув­ ших монастырь). Следствием такой «пустынножительной» модели освое­ ния Крайнего Севера явилось отсутствие исторических свидетельств о том времени, поскольку отдельные пустыньки, кельи и пещеры отшельников, естественно, не могли оставить следа в истории христианского освоения этих земель. 22 Бутков П. Три древних договора / / Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1837. Ч. 23-24. № 1-6. С. 528-529. Здесь вновь мы сталкиваемся с иным восприятием направления движения: к югу - это вверх ( «на Русь»), на север - это вниз («в Норвегу»), КааранА. К истории русского Севера: Русско-норвежские отношения / / Известия Архангельско­ го Общества изучения Русского севера. Архангельск, 1910. № 11. С. 28. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz