Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Маркку Кивинен ветствии с парадигмой переходного общества Россия движется по линей- нойтраекторииразвития, которая определяется системными особенностями рыночной экономики, такими как демократия, либеральное управление го­ сударством и торжество закона. В рамках обоих дискурсов предполагается, что развитие событий в России определяется неизбежными структурными и культурными ограничениями. Однако эмпирические исследования пока­ зали, что развитие носит более смешанный характер, соединяя глобальные и локальные влияния как в формальных, так и в неформальных правилах игры.5 Подобный подход привел к тому, что эксперты по России не смогли при­ йти к консенсусу. В то время как некоторые эксперты видят все меньше и меньше различий между сегодняшней Россией и Советским Союзом, как другие эксперты рассматривают Россию как более или менее «нормаль­ ное» европейское государство - как «изнутри», в своем внутреннем устройстве и политике, так и во внешней политике. Это привело к расплыв­ чатой политике в отношении России как на двустороннем (Финляндия), так и на европейском (ЕС) уровнях. Концепция новой парадигмы Для того чтобы постичь всю совокупность внутренних российских по­ литических и культурных факторов модернизации и то, как они соотносятся с мировым сообществом, наш Центр передового опыта [Centre of Excel­ lence] предлагает многоуровневый междисциплинарный подход, обеспечи­ вающий возможность диалога и взаимодействий исследований различных тем и периодов. Центр стремится пересмотреть программу исследований российской модернизации. Этот новый подход, известный как «финская школа», в конечном итоге приведет к появлению новой парадигмы в рос­ сиеведении и будет играть важную роль в определении тематики исследова­ ний в этой области. В то же время этот подход позволит также разработать практические политические предложения на самом фундаментальном уров­ не отношений Евросоюза и России. В россиеведении финская школа пред­ ставляет собой междисциплинарную программу исследований, учитывающую 5 Исследования такого рода включают: Burawoy, М., Verdery, К. (1999, eds): Uncertain Transition: Eth­ nographies of change in the Postsocialist World. Lanham, Md: Rowman & Littlefield; Berdahl, D., Bunzl, M. and Lampland, M. (2000, eds). Altering States: Ethnographies of Transition in Eastern Europe and the Former So­ viet Union. Ann Arbor: University of Michigan Press; Mandel, R. and Humphrey, C. (2002, eds). Markets and Moralities: Ethnographies of Postsocialism. Oxford: Berg. Все эти антропологи подчеркивали процессный характер транзита, хотя дискуссии среди антропологов не оказали значительного влияния на другие дис­ циплины. 388

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz