Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Большакова Надежда Павловна одорита Кольского, «...прежде практически полностью вычеркнутое и за­ бытое, дошло до каждой школы области, - до учителей и учеников».2 Виталий Семенович ввел имя Феодорита отдельной темой в областной литературно-исторический конкурс «Храмы России», и уже в первом вы­ пуске брошюры этого конкурса (в 1993 г.) тема № 4 была определена сле­ дующим образом: «Житие Феодорита Кольского. Феодорит Кольский в истории России»,3а учредителем приза была названа община г. Кола в лице игумена Никодима. В главе «Прикосновение к темам» этой брошюры Ви­ талий Семенович призывал школьников и студентов обратиться к статьям И. Ф. Ушакова и к «Истории о великом князе Московском» князя Андрея Курбского. В 1996 г. в новой брошюре ссылок становится гораздо больше. Появляются отсылки к статьям С. Юдкова «Поклонный крест» (газета «Кольское слово», 20.05.1995) и Д. Коржова «Чуден остров Соловецкий» (газета «Североморские вести», 16.09.1995), а также к Энциклопедическо­ му словарю «Христианство», 1995, и к библиографии и пособию И. Ф. Уша­ кова «Историческое краеведение» (Мурманск, 1974). Обращаясь к участникам конкурса, Маслов писал: «Мы говорим: герой своего времени, дитя своего времени. Мы говорим: сын Отечества, сын род­ ной земли. Случаются годы, десятилетия, столетия, когда время благоволит Отечеству, когда для отдельного человека эти понятия - “время” и “Родина” - как бы совпадают, когда быть сыном своего времени - значит быть и сыном своей земли. Это счастливые десятилетия и столетия... Но сегодня, когда время отвернулось от нас, когда наша растерзанная, униженная земля еще более раздирается, унижается и разворовывается, ког­ да честный человек ограблен и не видит выхода, когда бал правят люди в высшей степени безнравственные, подстраиваться под них, быть сыном та­ кого времени - преступно, надо иметь мужество встать против такого свое­ го времени... Участвуя в конкурсе “Храмы России”, вглядываясь в тысячелетия, прой­ денные нашим Отечеством, мы все время должны думать о будущем, дабы не дать обмануть себя в выборе дороги на тысячелетие следующее, дабы каж­ дый для себя как можно точнее определил, где расходятся эти понятия - “время” и “Родина”, и что надо делать, чтобы время снова стало работать на нас».4 2Там же. С. 160. 3Храмы России. Вып. 1 / / Фонд культуры. Мурманск, 1993. 4Храмы России. Вып. 3 / / Фонд культуры. Мурманск, 1996. 364

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz