Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Кузнецов Денис Николаевич Беломорский район на уровне образов поселений - Шуерецкое (резные намогильные столбики), Бирма (церковь Петра и Павла), Сумский Посад (бот,12капитан Воронин, св. Елисей Сумский, Сумский острог, амбар Соло­ вецкого подворья, 1757, резные намогильные столбики на поморском клад­ бище), Нюхча (Осударева Дорога, Петр I, прозвище местных жителей - «кафтанники»: свой кафтан, по преданию, подарил Петр I), Колежма (Ж е­ лезная пустынь - один из первых железоделательных заводов в Карелии - Соловецкого монастыря, прозвище - «кочегары»). 1.3. Рекомендации по брендингу Кемского и Беломорского районов Систематизация историко-культурных особенностей, фактов, наследия Карельского Поморья позволяет наметить пути разработки ведущих брен­ дов двух районов. Беломорский район при должном уровне амбиций мог бы формировать свой бренд как «Сердце Поморья», «Поморье изначальное» (названия условные). Именно здесь поморы сформировались как отдельная этниче­ ская группа северно-русского населения. Жителей Поморского берега, ко­ торый в данный момент в основном соотносится с побережьем Белого моря в его современных границах, называли «поморами» все соседи, проживаю­ щие на соседних берегах и прилегающих материковых территориях.13 Со­ временный уровень самосознания населения («мы - поморы») и поддерж­ ки поморских традиций Беломорского района вполне позволяет такой брендинг. Более сложные обстоятельства сопровождают поиск уникального бренда Кемского района. Здесь необходимо разрабатывать этот вопрос с учетом как минимум двух важных факторов. Первый фактор заключается в том, что один из существенных «кемских» туристских стереотипов рас­ сматривает этот город (районный центр) как «Дорогу на Соловки» («В о ­ рота на Соловки» и т. п.). Это представление о месте, предоставляющем возможность кратчайшего транзита на Соловецкий архипелаг, подкрепля­ ется и всей историей Кеми от эпохи каменного века через Средние века и XX век (время ГУЛАГа) к современности. Однако «Дорога на Соловки» 12В Сумском посаде на речных порогах установлен памятник судостроения XIX в. - морской бот, подаренный сумлянам Великим Князем Алексеем Александровичем в 1870 г. в память о своем приезде. 13См. об этом: Бернштам Т. А. Поморы: Формирование группы и система хозяйства. Л.: «Наука», 1978. 354

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz