Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Образ северной деревни отечественных художников на тему северной деревни. В 2000-х гг. коллек ция дополнялась редкими закупками у авторов и дарением работ. Результаты пятнадцатилетней собирательской деятельности музея были представлены в 2005 г. на выставке «Северная деревня», где экспонирова лось 55 живописных полотен и листов графики. Кольский север всегда обладал необычайной притягательностью для творческих людей. Его художественное освоение началось в конце XIX сто летия, когда известный промышленник и меценат Савва Мамонтов предло жил построить железную дорогу, соединяющую Вологду и Архангельск.3В 1894 г. он отправился на Север. После возвращения он уговорил своих дру зей, известных художников Константина Коровина и Валентина Серова, со вершить поездку на Север. В период с середины июля по конец сентября 1894 г. художники побывали в Вологде, Архангельске, на Кольском полуо строве и в Северной Норвегии. В путешествии они много работали, делали наброски, эскизы. По возвращении Коровин написал несколько живопис ных полотен, украсивших павильон «Крайний Север» на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Картины с изображением северных просто ров, поморских лодок и деревенских мотивов представили тему Севера ши рокой общественности. В 1960-е - 1980-е гг. в связи с новым этапом промышленного освоения Севера, Сибири, Дальнего Востока и юга России возрастает интерес худож ников к жанру пейзажа, в котором вместе с развитием индустриального и городского особое развитие получает деревенский пейзаж и тема деревни в целом.4 В это время представители творческой интеллигенция пытались найти народную основу, почву морально-нравственных воззрений и худо жественных традиций русского народа, внимательно исследуя особенности жизненного уклада русской деревни и посвящая ей свои работы. Экспеди ции на Север предпринимали специально организованные творческие группы и мастера-одиночки, искавшие новые темы и сюжеты вдали от урба нистической, индустриальной среды. В творческих поездках или позднее на основе собранного материала создавались произведения, объединенные общей темой северной деревни, представляющей самобытный пласт в на следии советского изобразительного искусства. Эта тема в советский пери- 3Художники Мурмана: Иллюстрированный историко-биографический справочник. Мурманск: ООО «Север», 2005. С. 5. 4 Порто И. Б. Всесоюзная выставка пейзажа. / / Советская живопись, 16-11 . Москва: Со ветский художник, 1979. С. 25-40. 339
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz