Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Талалай Михаил Григорьевич Кадр из фильма «Красная палатка»: Обложка диска с музыкой Э. Морриконе актеры Никита Михалков в роли Чухновского из западного варианта фильма «La Tenda Rossa» и Шон Коннери в роли Амудсена. (Красная палатка); в русском варианте - музыка А. Зацепина. тельно, что при засилии советской цензуры действие картины происходит в некоем загробном мире. Более того, советский зритель, обученный «эзопо ву языку», легко воспринимает воплощение душ погибших героев: знамена тельно, что в версии фильма для западной публики (она короче русской и с другой музыкальной дорожкой) «призраки» для вящего разъяснения воз никают из неких облачков... Живительно и то, что фильм не прославляет ни человеческое геройство в целом, ни советских спасателей в частности, как это было принято в кине матографе той поры. Он как будто дает ответ (не без лирического настроя) на вопрос «Зачем человеку Север?». В картине вопрос озвучен «призраком» Амундсена в утвердительной форме: норвежский полярник говорит, что «людям нечего делать в Аркти ке». Другие «призраки» и сам генерал (он, кстати, был жив во время съемок фильма и пришел на его премьерный показ в Риме) не возражают этому утверждению. Действительно, Север, видимо, враждебен людям: гибнет «Италия», гибнет сам Амундсен, терпит аварию самолет Чухновского, за стревает во льдах, получив повреждения, «К р а си н » ... Треснувший лед без жалостно опускает под воду красную палатку (в действительности, она, как мы знаем, сохранилась). И все-таки что-то словно бы преодолевает эту жестокость Севера. 336
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz