Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Бабушка Евфимия. Образ жизни коренных поморов Лишь только однажды бабушка выехала из родной Варзуги - когда про­ вожала своих сыновей из Умбы на фронт. В самые первые дни войны на фронт ушли Тимофей, Дмитрий и Никита. Позже ушел и младший сын Ва­ силий (он учился в военном училище). Ушли воевать и все четыре зятя. Славно воевали ее сыновья и зятья, прошли всю войну (!), получили много­ численные боевые награды. И все вернулись. В селе так и говорили: «Это Евфимия отмолила сво­ их сыновей». Из восьми человек погиб только один зять, Прокопий Григорьевич, уже в самом конце войны, в апреле 1945 г. в Югославии. У него осталось четверо детей. Бабушка особо была горда за своего самого младшего сына - Василия, который получив сред­ нее образование в Умбе, поехал учиться в военное училище. Василий Григорьевич дослужился до полковника. Евфимия Филипповна любила всех своих вну­ ков, и они частенько приходили к ней в гости. Ба­ бушка тогда ставила самовар и поила всех чаем, обязательно давая каждому по кусочку сахара. Всем хотелось выпить еще чашечку, чтобы получить еще один кусочек. Младший сын Евфимии полковник запаса Рогозин Василий Григорьевич. Бабушкин сахар. Полати бабушкиного дома - любимое место детей и внуков. Дома были полати, где любили проводить время внуки. Многие из них позже вспоминали, как, лежа на полатях, они слышали ночные молитвенные песнопения. Это бабушка и другие верные христиане села собирались в ее доме на праздничные службы. Вспоминает внук Семен Иосифович Вопияшин: «Воспоминанием в па­ мяти остался тот тесный контакт, точнее, совместное наше проживание в 325

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz