Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Федоров Павел Викторович менных, с момента зарождения человека, несущих структур связана со спо- собностью общества к самоорганизации на основе генетической и духов ной близости, или семейственности, представленной в такой ее форме, как семейно-родственный коллектив, семья. Постижение Севера через исто рию семьи - важнейшей ресурс осмысления. История семьи как проблема познания Значение семьи для постижения Севера определяется самой северной историей, сутью которой, в значительной степени, является колонизация пустынных пространств. Для человека, идущего на Север, решающим исто рическим событием становится социальная адаптация к местным условиям. Слабому человеку, не отшельнику, невозможно прожить одному среди су ровой природы, и любое сообщество - будь то рыбацкая артель, сельская община, город и т. д. - являются для него жизненно значимыми. Личным прибежищем, жизненной капсулой, древом жизни становится для человека ближайший коллектив родственников - его семья как первич ная ячейка социального пространства. Семья, как и всякий живой организм, не может быть неизменной. Рождающаяся, крепнущая семья оказывается для человека способом «приземления», обозначает статус, обогащает определенным смыслом жизни. Слабеющая, деградирующая семья приво дит к дезадаптации, потере связи с землей, а то и к гибели человека. Историю семьи с точки зрения постижения Севера можно рассматри вать на трех уровнях: Семья как факт и феномен. Семейные структуры населенных пунктов. Семья как часть общественного устройства. Первый уровень обычно удовлетворяется проявлением элементарного интереса людей к своим корням, памяти предков. Каждая семья неповтори ма, и след, оставленный ею, может не только свидетельствовать о типиче ском, но и показывать сюжеты нетипического, казусного, редкого и феноме нального. Правда, усилия нашего общества в этом отношении еще очень слабы, а потребности современного гуманитарного знания все возрастают. «Иванов, не помнящих родства», особенно много в северных городах, на полненных мигрантами или потомками мигрантов, в семейную память ко торых вмешалась реакция отторжения своих корней через радикальную смену координат жизненного пространства и деятельности. 312
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz