Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

История семьи как способ постижения Севера в действительности не становилась от этого мягче или щедрее, переход в северные отшельники - феномен какого-то неимоверного приспособления, некой гиперадаптации. Общинножителъство порождено слабостью индивидуума и его природ­ ной сущностью коллективиста. Человек, который никогда не рискнет поки­ нуть окружающий его социум, боится своего материального несовершен­ ства и гибели из-за невозможности в одиночку получить жизненные блага. Он боится физического одиночества, и поэтому выбирает для себя разные способы социальной интеграции как формы экономии сил и обеспечения определенного духовного комфорта. Известны разные виды сообществ: ро­ довые, духовные, сельские, поселковые, городские, профессиональные, группы по интересам (клубы) и т. д. И отшельничество, и общинножителъство, представляя собой две раз­ ные модели жизнеустройства (и фактически - миропонимания), доказали возможность своего существования на Севере: отшельничество - духов­ ным подвижничеством, а общинножителъство - колонизацией пустынных территорий. Вместе с тем, и первый, и второй способы знают примеры не только устойчивости, но и выхода из равновесия. Для отшельника выход из равновесия может означать физическую гибель или обратное бегство в со­ циум. Для общинножителя выход из равновесия может также означать фи­ зическую гибель или, напротив, уход из социума. Общинножителъство представляет собой «купель» для отшельника, тогда как отшельничество остается единственным убежищем для общинножителя. Нетрудно заме­ тить, что эти два способа взаимосвязаны. Между отшельничеством и общинножительством есть переходные фор­ мы, связующие их нити. В научных трудах игумена Митрофана (Баданина) реконструированы образы монахов-отшельников, которые не отказывались взаимодействовать с сообществом и с миром: Феодорит Кольский, Трифон Печенгский, Варлаам Керетский. Мы знаем и примеры общинножителей, ко­ торые, не теряя окончательной связи с сообществом, удалялись от мира и за­ мыкались во внутренний, духовно насыщенный мир обители. А разве не слышны отголоски отшельнического образа жизни в традициях северных на­ родов, уединяющихся с оленями в тундре, или в обычаях жителей современ­ ных городов ходить в одиночные походы для рыбалки или охоты? Хотя, конеч­ но, общинножителъство на Севере стало главным способомжизнеустройства. Устойчивость любой системы жизнеустройства поддерживают имею­ щиеся в ней структурные основания. В общинножительстве одна из неиз­ 311

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz