Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
История семьи как способ постижения Севера в действительности не становилась от этого мягче или щедрее, переход в северные отшельники - феномен какого-то неимоверного приспособления, некой гиперадаптации. Общинножителъство порождено слабостью индивидуума и его природ ной сущностью коллективиста. Человек, который никогда не рискнет поки нуть окружающий его социум, боится своего материального несовершен ства и гибели из-за невозможности в одиночку получить жизненные блага. Он боится физического одиночества, и поэтому выбирает для себя разные способы социальной интеграции как формы экономии сил и обеспечения определенного духовного комфорта. Известны разные виды сообществ: ро довые, духовные, сельские, поселковые, городские, профессиональные, группы по интересам (клубы) и т. д. И отшельничество, и общинножителъство, представляя собой две раз ные модели жизнеустройства (и фактически - миропонимания), доказали возможность своего существования на Севере: отшельничество - духов ным подвижничеством, а общинножителъство - колонизацией пустынных территорий. Вместе с тем, и первый, и второй способы знают примеры не только устойчивости, но и выхода из равновесия. Для отшельника выход из равновесия может означать физическую гибель или обратное бегство в со циум. Для общинножителя выход из равновесия может также означать фи зическую гибель или, напротив, уход из социума. Общинножителъство представляет собой «купель» для отшельника, тогда как отшельничество остается единственным убежищем для общинножителя. Нетрудно заме тить, что эти два способа взаимосвязаны. Между отшельничеством и общинножительством есть переходные фор мы, связующие их нити. В научных трудах игумена Митрофана (Баданина) реконструированы образы монахов-отшельников, которые не отказывались взаимодействовать с сообществом и с миром: Феодорит Кольский, Трифон Печенгский, Варлаам Керетский. Мы знаем и примеры общинножителей, ко торые, не теряя окончательной связи с сообществом, удалялись от мира и за мыкались во внутренний, духовно насыщенный мир обители. А разве не слышны отголоски отшельнического образа жизни в традициях северных на родов, уединяющихся с оленями в тундре, или в обычаях жителей современ ных городов ходить в одиночные походы для рыбалки или охоты? Хотя, конеч но, общинножителъство на Севере стало главным способомжизнеустройства. Устойчивость любой системы жизнеустройства поддерживают имею щиеся в ней структурные основания. В общинножительстве одна из неиз 311
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz