Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Старицын Александр Николаевич на этом месте был не новый скит, а приходской храм, оставшийся от некогда существовавшего здесь Кокуева (Кукуева) монастыря, старцы которого перешли после разорения в результате «Басаргина правежа» в Кандалакш ский монастырь.32 Переписная книга 1678-1679 гг. описывает это место именно как церковное: «Во дворе на церковной земли поп Иван Дементьев сын Каюк, а у него два сына Федька да Ивашко».33Древность хранящейся в храме иконы вызывала почтение у русского и лопарского населения неза висимо от правительственного курса по изменению сознания, выразивше гося в отказе от национальной церковной традиции и во внедрении нового обряда. Рассмотренные выше примеры говорят о неоднозначном отношении на селения Кольского уезда к церковной реформе и позволяют заключить, что сопротивление нарастало по мере того, как новшества все настойчивее вне дрялись правительством. Важно подчеркнуть, что не староверие распро страняло свое влияние путем пропаганды или через авторитет отдельных лиц, а совсем наоборот. Реформированный обряд вместе с искаженным со знанием доходил до самых удаленных уголков России и вызывал естествен ный протест у простых людей, которым не нужно было кривить душой и торговать своей совестью, отказываясь от веры отцов ради каких-либо должностей и привилегий. 12 Подробнее об этом см.: Митрофан (Баданин), иером. Блаженный Феодорит Кольский, просвети тель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск, 2002. С. 102-103. 33РГАДА. Ф. 1209. On. 1. Д. 15056. Л. 41.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz