Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Старицын Александр Николаевич на этом месте был не новый скит, а приходской храм, оставшийся от некогда существовавшего здесь Кокуева (Кукуева) монастыря, старцы которого перешли после разорения в результате «Басаргина правежа» в Кандалакш­ ский монастырь.32 Переписная книга 1678-1679 гг. описывает это место именно как церковное: «Во дворе на церковной земли поп Иван Дементьев сын Каюк, а у него два сына Федька да Ивашко».33Древность хранящейся в храме иконы вызывала почтение у русского и лопарского населения неза­ висимо от правительственного курса по изменению сознания, выразивше­ гося в отказе от национальной церковной традиции и во внедрении нового обряда. Рассмотренные выше примеры говорят о неоднозначном отношении на­ селения Кольского уезда к церковной реформе и позволяют заключить, что сопротивление нарастало по мере того, как новшества все настойчивее вне­ дрялись правительством. Важно подчеркнуть, что не староверие распро­ страняло свое влияние путем пропаганды или через авторитет отдельных лиц, а совсем наоборот. Реформированный обряд вместе с искаженным со­ знанием доходил до самых удаленных уголков России и вызывал естествен­ ный протест у простых людей, которым не нужно было кривить душой и торговать своей совестью, отказываясь от веры отцов ради каких-либо должностей и привилегий. 12 Подробнее об этом см.: Митрофан (Баданин), иером. Блаженный Феодорит Кольский, просвети­ тель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск, 2002. С. 102-103. 33РГАДА. Ф. 1209. On. 1. Д. 15056. Л. 41.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz