Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Старицын Александр Николаевич что в сентябре 1673 г. он ездил со старцем Ионой Токарем, двумя монастыр­ скими служками и тремя работниками в Варзугу для рыбного промысла. В это же время там оказались три соловецких мятежника, также занимав­ шиеся рыбной ловлей. Эта встреча ярко иллюстрирует взаимоотношения противоборствующих сторон и то, какими мотивами они в первую очередь руководствовались. Один из мятежников, Василий Бронник, ушел в Сибирь еще до появления промысловиков из Сумского острога. Другого - Даниила Полтинина, уроженца Керецкой волости, - беспрепятственно увез на своей лодье приказчик каргопольского посадского человека Евфимия Киприяно- ва Аристко, родом немчин. Третий - колежемец Карп Пакулин - остался жить у старца Антония, несмотря на требование Кутнина арестовать его и отправить в Сумский острог. В этом требовании ему также отказал приехав­ ший с ним старец Иона, сославшись на недостаток хлеба, если придется кор­ мить в дороге арестанта. Не нашел поддержки Кутнин и у другого приказ­ ного старца из Троице-Сергиева монастыря, имени которого он не запом­ нил. Вернувшись в Сумский острог, бдительный стрелец устно известил обо всем предшественника И. Мещеринова воеводу Клементия Иевлева, но тот ничего не предпринял. Кутнин объяснял в своем извете, почему старцы Ан­ тоний и Иона не послушали его: «потому что [с] соловецкими мятежника­ ми один их дух, а наперед до сего за год тот же старец Антоней говорил ему, Тараску, естли бы де он в монастырь попал, и он бы де в монастыре с бра­ тьею умер, а от них бы не отстал».24Подобные настроения среди обитате­ лей Сумского острога были не единичны.25В 1669 г. из Сумского острога на рыбный промысел в Баренцево море был послан старец Авдей с пятью труд- никами. Возвращаясь с Мурманского побережья, ихлодья, груженая рыбой, попала в шторм и разбилась, но рыба уцелела. Авдей не послал за помощью в Сумский острог, а предложил рыбу мя­ тежному монастырю. Когда соловляне прислали за рыбой лодью, старец Ав­ дей и все трудники, среди которых был Даниил Полтинин, уехали на Соловки.26 Полтинин простодушно поведал келарю Епифанию и казначею Глебу причину, по которой они решили передать рыбу монастырю и не воз­ вращаться в Сумский острог: «Как де почало у нас на море лодью бить, и мы де обещалися соловецким чюдотворцем Зосиме и Саватию и Гермону, как де нас Бог избавит от смерти и лодью соблюдет, и нам де та рыба отдать в Со- 24Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта. С. 4-5, 14. 25 Чумичева О. В. Указ. соч. С. 102. 26РГАДА. Ф. 125. On. 1.1669. Д. 5. Л. 96,101. 306

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz