Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Старицын Александр Николаевич Из показаний вышедшего из монастыря бывшего участника восстания Данилы Пакулина, арестованного в Москве в 1674 г., следует, что в числе «пущих мятежников» был уроженец Кольского уезда Кандалакшской во­ лости крестьянин Ивашко, сын Третьяка Черемного.9Из Кандалакшской же волости происходил другой участник восстания - анзерский старец Пахо- мий, занимавшийся доставкой продовольствия в осажденный монастырь. Его арестовали в Холмогорах в 1674 г. и после ложного покаяния отправили в Антониево-Сийский монастырь, откуда он сбежал.10По донесению кем­ ского приказного старца Ионы из Кеми в 1670 г. в монастырь к мятежникам уехали 5 человек, и никто из них не вернулся. Среди них названы два брата Игнашка да Якимка - выходцы из Кандалакши.11 В 1674 г. перебежчик из Соловецкого монастыря чернец Пахомий доносил, что крестьянин Коль­ ского уезда Ковдской волости Евсютка, служивший у воеводы Клементия Иевлева в кормщиках, два раза привозил в монастырь рыбу - около 100 пу­ дов палтуса. Тот же Евсютка доставил в монастырь письмо от сидевшего в тюрьме Сумского острога бывшего руководителя восстания Фаддея Боро­ дина, призывавшего осажденных не сдаваться.12Спустя двадцать лет после подавления восстания отношение крестьян Ковдской волости к реформе не изменилось. В марте 1699 г. в Олонецкую приказную избу была подана из- ветная челобитная от крестьянина Толвуйского погоста Мартемьяна Ники­ форова, сына Ивантеева. В извете Ивантеев описывал свое пребывание в старообрядческой Выговской пустыни, «что по их прозванию словет Спа- ской монастырь Данилов».13 Донося на всех известных ему лиц, сочувствовавших и помогавших ста­ рообрядцам, Ивантеев назвал торговых людей Мироновых, проживавших в Ковдской волости. Зимой 1698 г., по словам доносчика, один из братьев го­ стил на Выгу у Даниила Викулина. А незадолго до того Даниил Викулин жил в «Поморских местех», т. е. в Кандалакшской или Ковдской волостях, и ему помогали братья Мироновы. «К ним, ворам и расколником, всякое подая- 9Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта / / ЧОИДР. 1883 год. М., 1884. Кн. 4, разд. V. Смесь. С. 15. В публикации Е. В. Барсова волость названа «Кандаловской». Скорее всего, это неправиль­ ная запись слова «Кандалакшская». Также имя Ивана, сына Третьяка Черемного, в другом месте приво­ дится как Иван Требяна Черешного сын (там же. С. 17). 10Там же. С. 68. 11РГАДА. Ф. 125. On. 1.1669. Д. 5. Л. 333. 11 Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта. С. 79. 13 Юхименко Е. М. Изветные челобитные на выговских старообрядцев 1699 г. / /Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.): сб. науч. тр. М., 1994. С. 195-202. Под Спасским Даниловым монастырем под­ разумевается мужской Богоявленский монастырь на Выгу. 302

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz