Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Старицын Александр Николаевич даныцика.2Этим во многом объясняется твердое стояние в вере жителей юж­ ной части Кольского уезда. Как проходило внедрение нового обряда и нового мышления в уезде, ка­ ковы были формы протеста против церковных нововведений и насколько массовым было сопротивление населения? Источниками для данной статьи послужили отписки воевод, осаждавших Соловецкий монастырь, следствен­ ные дела и иные официальные документы, отложившиеся в приказах: Тай­ ном, Преображенском, Разрядном, Монастырских дел, Новгородской чет­ верти и др. К исследованию привлекались также материалы переписи Коль­ ского уезда 1678-1679 гг. Кольская земля довольно рано соприкоснулась с последствиями деспо­ тичных действий патриарха Никона, приведшими к расколу Русской Право- славПравославной Церкви. В июле 1654 г. в Кандалакшский Рождественский монастырь был переведен из Спасо-Каменного монастыря главный оппонент Никона - протопоп Казанского собора в Москве Иван Неронов. Патриарх небезосновательно опасался талантливого проповедника, поэтому спешно арестовал его, лишил сана и сослал в труднодоступный Спасо-Каменный мо­ настырь, расположенный на острове Кубенского озера. Никон расправился с Нероновым одним из первых из числа своих противников. Через год пребыва­ ния на Каменном острове наказание Неронову было усилено: его перевели в еще более удаленный Кандалакшский монастырь, где содержание узника уже­ сточилось (приказано было держать закованным в цепи и не давать чернил и бумаги). Проведя в тюрьме Кандалакшского монастыря около года, 10 авгу­ ста 1655 г. Неронов бежал.3Спустя еще два года в Кандалакшский монастырь снова сослали церковных противников, на этот раз ростовцев, посадских лю­ дей Силу Богданова, Федора Голицына и Алексея Шалдова.4 Так, до конца XVII в. Кандалакшский монастырь и уездный город Кола служили местом ссылки противников церковной реформы из различных регионов России.5 О коллективном противодействии монахов реформаторам в Рождествен­ ском Кандалакшском и Троицком Печенгском монастырях сведений не выявле­ но. Но есть свидетельства о поведении отдельных духовных лиц, недовольных 2Он же. Северная Карелия в системе государственного управления России XV-XVI вв. / / Историче­ ские судьбы Беломорской Карелии. Петрозаводск, 2000. С. 22. 3Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н. И. Субботина. М., 1874. Т. 1. С. 137. 4Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. С. 136. О. В. Чумичева прочитала фамилию Алексея Постникова как Шадров. См.: Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 годов. М., 2009. С. 122. 5Подробнее см.: Ушаков И. Ф. Кольская старина: Докум. очерки. Мурманск, 1986. С. 15-20. 300

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz