Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Игумен Митрофан (Баданин) щего над землей камня, что в наше время нашло отражение в известной книге В. В. Чарнолуского «В краю летучего камня». Об этом же впечатлении, но несколько в ином ключе писал и академик А. Ферсман: «Земля сильно прогрелась. Появилось марево. Порой оно на­ столько сильно, что прозрачной полосой отделяло валуны от земли. Верх­ няя часть их как бы повисала в воздухе. Если марево очень сильно, весь ва­ лун кажется дрожащим. Кажется, вот-вот он оторвется от земли и полетит над землей по воздуху». Есть гипотеза, что сейды появились в результате движения ледниковых масс - но всецело доверяться ей мы не можем, потому что знаем о существо­ вании единой так называемой мировой «мегалитической культуры». Современные ученые пришли к выводу, что упо­ мянутые каменные сооружения, в том числе и наши «вавилоны», характеризуются более ранним воз­ растом создания, чем обнаруживаемые в них или под ними захоронения древних людей. Сохранив­ шиеся предания аборигенов Севера увязывают предназначение «вавилонов» с необходимостью принудительного упокоения душ наиболее выдаю­ щихся колдунов-нойдов.6 Это создает дополнительные трудности в выяс­ нении прямого назначения каменных памятников и сути духовной культуры их создателей. Укоренив­ шееся название «мегалитическая культура», кото­ рое используется все чаще, отражает скорее нашу растерянность, чем понимание и возможность что- либо объяснить, поскольку дословно этот термин означает не более чем «культура больших камней». Следы этой культуры на одном только Соловецком архипелаге представлены двадцатью девятью лаби­ ринтами, множеством дольменов и иных мегалитов, общее число которых доходит до 800. Но при этом, опять же, «все проведенные исследования так и не позволили дать ответ на вопросы: кто, когда и с какой целью построил эти сооружения».7 «Иначе станет по ночам таскать живых и мертвых». Аналогичные по сути мнения о «вавилоне» бытовали и у поморов: «чтобы леший запутался». Скворцов А. П. Сколько памятников на Соловках / / Проблемы изучения историко-культурной сре­ ды Арктики. М., 1990. С. 286. Вавилоны были необходимы для преодоления « неупокоенности» лопарских нойдов, «иначе станут по ночам таскать живых и мертвых». И тем серьезнее была опасность, исходящая от такого «покойника», чем большим колдовским искусством владел при жизни усопший. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz