Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Серк-Хансен Каролине Поморские шкуны в г. Вадсё (по-поморски Васин). Норвежские и русские судна в Тромсё. Фото начала XX века. Фото начала XX века. зем знаний для всех тех, кто хочет познакомиться с образом жизни помо­ ров, их промыслами, верованиями и обычаями. Здесь читатель найдет и юмористическое описание норвежцев-северян, основывающееся на том, что сами поморы поведали Максимову. О соседнем народе здесь рассказы­ вается в связи с описанием поморской торговли, которую Максимов логич­ но называет «норвежской». Здесь мы узнаем, что значительная ее часть происходит в городах Варде, Вадсе, Хаммерфест и Тромсе, которые поморы соответственно называли Варгаев, Васен, Омарфист и Тромсен. Согласно Максимову, торговля эта, которая всегда протекала спокойно, была взаимо­ выгодной и способствовала большему сближению соседей. Поморы, на све­ дениях которых Максимов основывает свои заметки, дают норвежцам как торговым партнерам самые высокие характеристики: «А народ эти норве- ги, рассказывали, - народ обстоятельный, любят на аккурат, да на честность всякое дело. [... ] Норвег на святое слово верит, ему и задатку не надо». Хотя Норвегия и норвежцы в основном описываются в актуальных ис­ точниках положительно, в этой картине отнюдь не всё однозначно, есть и нюансы. В книге «У океана. Жизнь на Крайнем Севере» писатель Василий Немирович-Данченко (1848-1936) сатирически описывает соседей. На средства Российского Императорского географического общества он пред­ принял путешествие на побережье Мурмана и в Северную Норвегию в 1873 году. Как и Максимова, его внимание особенно привлекла немногословная форма общения норвежцев: «Иногда вы видите на улице толпу, сосредото­ ченное молчание царит между ними. Изредка кто-нибудь, точно сам про себя, скажет слово, - другие и не оглянутся. Если нужен ответ, какой-нибудь другой квен, по долгом размышлении, бурьснет что-нибудь, тоже про себя, и 296

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz