Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Встреча русской и норвежской культур Поморская семья. Промышленный магазин в Вардё. относились к своим матросам, чем прочие капитаны-поморы. Церковная принадлежность поморов оставила о себе след также и в надгробных памят никах. Те члены экипажей, которые ушли из жизни во время пребывания в Норвегии, в давний период хоронились отдельно, а в начале XX в. на люте ранских кладбищах. Приведенные воспоминания современников указывают на то, что помо ров в Северной Норвегии в основном почитали высоко. Города и народ Норвегии извлекали большую пользу от торговли, а тональность отноше ний между норвежцами и русскими в большинстве случаев была уважитель ной и дружеской. Многие поэтому испытали грусть, когда поморский этап в истории Северной Норвегии подошел к концу. Взгляд россиян на северных соседей Многие сведения о поведении и образе жизни русских поморов повто ряются в норвежских источниках столь часто, что выглядят уже стереоти пами. Русские - грубо сколоченные и неотесанные, но при этом глубоко религиозные, музыкальные и щедрые люди. Также общеизвестным являет ся и то, что они дружелюбны и общительны. При изучении описаний, дан ных россиянами нам, норвежцам, оказывается, что в различных источниках повторяется подобный же набор достаточно стереотипных представлений. Писатель и фольклорист Сергей Максимов (1831-1901) в 1859 году из дал двухтомное сочинение «Год на Севере», вскоре ставшее весьма попу лярным. Описание, данное в книге, основывается на путешествии по север ным российским землям в 1856 году. Сочинение является истинным кладе- 295
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz