Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Встреча русской и норвежской культур Места традиционной поморской торговли Поморский коч - традиционное северное на побережье Северной Норвегии в XIX веке. палубное судно . образованные люди, хотя некоторые из них при постоянном общении с куп­ цами и стали более “отесанными”. Все они одеваются в национальные ко­ стюмы - длинные кафтаны, носят коротко подстриженные волосы и длин­ ную бороду. У матросов кафтаны из серой сермяги, а у шкиперов - в основ­ ном зеленой фланели. По виду они из себя довольно высокие и обычно му­ скулистые, а выражение их лица более свидетельствует о силе, нежели о добродушии. [ ...] Русские - неутомимые и выносливые работники, и они столь же неприхотливы, как и трудолюбивы. Водка для них много значит, и за выпивку их можно привлечь к самой тяжелой работе. Как наружность их, так и поведение выказывают невежество и бескультурье [ Во второй половине XIX в. поморские шкиперы начали носить одежду за­ падноевропейского покроя, так что их уже не так легко можно было выделить в общей массе. Бывало, однако, что они брали с собою своих жен, а те более рьяно следовали в своей одежде русским традициям. «Российские мадам» были по-старомодному одеты в цветастые платья и платки и носили броские золотые украшения, - вспоминает историк г. Тромсе, Нильс Итреберг. Ма­ тросы также сохраняли свои явные русские приметы до самого заката помор­ ской торговли: меховые шапки (даже посреди лета), высокие кожаные сапоги и длинную рубаху, свисающую поверх широких штанов, что вызывало удивле­ ние и порой насмешки городских парней в Тромсе. По норвежским меркам российские моряки были подчас бедно одеты. При этом, хотя одежда моряков могла быть плоховата, тем не менее, поморы очень следили за чистотой. При первой же возможности они ходили в баню, а мытье рук до и после принятия пищи носило почти ритуальный характер. Рукомойник для этой цели был обязательной частью инвентаря на борту каждой шхуны. Русские, кроме того, 291

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz