Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Крайний север как феномен человеческой истории книги: индийская «Ригведа» и зороастрийская «Авеста» фиксируют неиз менное апеллирование к великому духовному потенциалу Севера, канони зируя сакральную устремленность к Северному полюсу. Ахриман - «всеуничтожающий дух» и олицетворение зла в зороастризме. Воины Ахримана несут смерть и ужас. В том же ключе единодушно высказывались и пророки Ветхого Завета, прозревая при этом по стоянную угрозу со стороны Севера и относя это пространство к владениям князя тьмы, дьявола. Европейское христианство в полной мере на следовало это ветхозаветное осмысление духовно го потенциала Севера, и спустя тысячелетия вновь можно было услышать, что «там, на берегах океа на, в горах пылает неугасимый огонь чистилища».5 До самого недавнего времени христианская циви лизация воспринимала географические стороны света именно в этом ключе. Так, например, в среде северных мореплавателей можно было услышать выражения: «идем вверх, на Русь» или же, наобо рот, «идем вниз в Норвегу» . Север был внизу, где и положено быть владениям князя тьмы. Движение из этих мест восприни малось как возвращение к свету, как подъем наверх. Таким образом, становятся объяснимыми многие недоумения, связан ные с современным прочтением древних изображений. Так, например, в ил Рудра (яростный, ревущий, красный) - ведийское божество, связанное с несчастьями, болезнями, охотой, ветром и бурей. 5 Карамзин Н. М. История Государства Российского. СПб., 1997. Т. 7. С. 541-542. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz