Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Арктическое мореплавание как форма аскезы человека обстоятельствами. Преодолеваемые трудности воспринимаются как показатель роста духовных и телесных возможностей. 2. В религиозно-мифологических представлениях народов с архаическим сознанием «море» - инобытийная стихия, перемещение по которой - «ре ­ альное переживание смерти». Избавление от морской болезни - результат психологической метаморфозы, а именно - преодоления «эго». Надо мыс­ ленно согласиться с тем, что « я » - часть моря и корабля. Морское волнение трансформирует энергию страдания в радость и эйфорию. Важно жить в одном ритме с волнами. После очищения организма происходит его переори­ ентация на решение конкретных задач «сейчас и здесь». Нельзя думать о про­ шлом и о будущем, когда в настоящем требуется предельная концентрация внимания и усилий. Нужно преодолеть страх и немощь, заставить себя дви­ гаться, выполнять обязанности. В предельных обстоятельствах организм мо­ билизует скрытые ресурсы. Их достаточно не только для решения поставлен­ ных задач, но и для обретения новых духовных качеств, а также жизненной силы, позволяющей справиться с физическим недугом. Люди, преодолевшие себя, открывают новые горизонты и формируются как сообщество личностей. 3. Движение по океану на парусном судне воспроизводит ряд важне- ших архетипическихмоделей, возвращающих « к началу»: «рождение мира из яйца в водах предвечного океана»; формирование сообщества (артели) и форм коммуникаций в тесном пространстве морского судна как проекцию монашеского общежития; соотнесение «хождения по водам» с движением по «житейскому морю». 4. Если природа - текст, то культура - его цитирование. Способ и формы сакрализации Поморской и Арктической ойкумены отражают идеологиче­ ские и мировоззренческие детерминанты, анализ которых - важнейший ис­ точник для осмысления культуры и духовной жизни этноса, народа, нации. Наиболее архаические и универсальные объекты почитания - холмы, остро­ ва, пещеры, водные источники, священные рощи, большие деревья и скалы. По мере христианизации северных земель пространство маркируется дере­ вянными крестами, часовнями, церквями, являющимися не только символа­ ми утверждения Православной веры, но еще и навигационными знаками. Исторический путь России ведет к морю. Освоение Арктики и Сибири следует приравнивать к великим географическим открытиям. Духовный смысл этого движения и бесценный опыт аскезы должны быть восприняты и осмыслены сегодня как важное условие самоопределения и осознания на­ циональной идеи. 267

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz