Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Матонин Василий Николаевич к мысли о том, что он еще не знает своих возможностей, что у него все самое главное - в будущем. В глубинах северной морской культуры «мерцают смыслом» образы храма и маяка, корабля и дома, поклонного креста и мачты. «Хождение по водам» соотносится со странствием по житейскому морю. Крестьянские избы - пятистенки («хоромины») - напоминают корабли в небесном океа­ не. Килевая часть судна и несущая балка дома у поморов называются одина­ ково - «матица». Не случайна связь слов «дом» и «домовина». Игнатий Брянчанинов называет монахов «неотпетыми мертвецами», для которых мир - «истинная вдовица».17Хоромина - храм. «Церковь, подобно кора­ блю, приводит человека в Царство Небесное».18 Судно - суд - испытание. Корабль - короб - гроб. Этот синонимический ряд напоминает о водных погребениях восточных славян. Мир живых и мир мертвых разделяет во­ дная преграда: река Лета (у славян), Стикс (у древних греков). Морские побережья Беломорья и Арктики оформляют знаки перехода, движения к обетованной цели. В конкретно-чувственном восприятии мор­ ской культуры ее носителями вырисовывается образно-символический ряд, восходящий корнями к истокам архаического сознания. Береговая линия - край света. Встреча моря и суши - опыт переживания границы, порога меж­ ду бесконечным и конечным.19 Остров - последний рубеж земной жизни: «сакральный центр потустороннего мира» .20Ветер - судьба. Ванты - ноги (по морю «ходят»). Туман - символ неопределенности. Рассеивание тума­ на соотносится с прозрением и откровением, это олицетворение перехода из одного состояния в другое. Наблюдение за морем поддерживало системы конкретно-чувственных образов поморской культуры. Постепенное умень­ шение размеров корабля по мере его удаления от берега подкрепляло убеж­ дение людей, остающихся на берегу, в правдивости одного из древнейших мифологических сюжетов - путешествия душ умерших по морю в загроб­ ный мир, когда мореход погружался в пучину вод.21 Природные трудности воспринимались как естественные препятствия, преодоление которых, по­ вторимся, приобретало значение аскетической практики. 17Настольная книга священнослужителя. Т. 6. М., 1988. С. 535. 18 Бухарев И., прот. Краткое объяснение Всенорщной, Литургии или Обедни. 8-е изд. М., 1904. С. 4. 19 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. С. 579. 20 Теребихин Н. М. Лукоморье: очерки религиозной теософии и маринистики Севера России. Архан­ гельск: Издательство ПГУ, 1999. 21 Культура русских поморов. Опыт системного исследования / Э. Л. Базарова, Н. Б. Бицадзе, А. В. Окороков, Е. Н. Селезнева, П. Ю. Черносвитов. М.: Научный мир, 2005. С.182. 264

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz