Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Матонин Василий Николаевич к мысли о том, что он еще не знает своих возможностей, что у него все самое главное - в будущем. В глубинах северной морской культуры «мерцают смыслом» образы храма и маяка, корабля и дома, поклонного креста и мачты. «Хождение по водам» соотносится со странствием по житейскому морю. Крестьянские избы - пятистенки («хоромины») - напоминают корабли в небесном океа не. Килевая часть судна и несущая балка дома у поморов называются одина ково - «матица». Не случайна связь слов «дом» и «домовина». Игнатий Брянчанинов называет монахов «неотпетыми мертвецами», для которых мир - «истинная вдовица».17Хоромина - храм. «Церковь, подобно кора блю, приводит человека в Царство Небесное».18 Судно - суд - испытание. Корабль - короб - гроб. Этот синонимический ряд напоминает о водных погребениях восточных славян. Мир живых и мир мертвых разделяет во дная преграда: река Лета (у славян), Стикс (у древних греков). Морские побережья Беломорья и Арктики оформляют знаки перехода, движения к обетованной цели. В конкретно-чувственном восприятии мор ской культуры ее носителями вырисовывается образно-символический ряд, восходящий корнями к истокам архаического сознания. Береговая линия - край света. Встреча моря и суши - опыт переживания границы, порога меж ду бесконечным и конечным.19 Остров - последний рубеж земной жизни: «сакральный центр потустороннего мира» .20Ветер - судьба. Ванты - ноги (по морю «ходят»). Туман - символ неопределенности. Рассеивание тума на соотносится с прозрением и откровением, это олицетворение перехода из одного состояния в другое. Наблюдение за морем поддерживало системы конкретно-чувственных образов поморской культуры. Постепенное умень шение размеров корабля по мере его удаления от берега подкрепляло убеж дение людей, остающихся на берегу, в правдивости одного из древнейших мифологических сюжетов - путешествия душ умерших по морю в загроб ный мир, когда мореход погружался в пучину вод.21 Природные трудности воспринимались как естественные препятствия, преодоление которых, по вторимся, приобретало значение аскетической практики. 17Настольная книга священнослужителя. Т. 6. М., 1988. С. 535. 18 Бухарев И., прот. Краткое объяснение Всенорщной, Литургии или Обедни. 8-е изд. М., 1904. С. 4. 19 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. С. 579. 20 Теребихин Н. М. Лукоморье: очерки религиозной теософии и маринистики Севера России. Архан гельск: Издательство ПГУ, 1999. 21 Культура русских поморов. Опыт системного исследования / Э. Л. Базарова, Н. Б. Бицадзе, А. В. Окороков, Е. Н. Селезнева, П. Ю. Черносвитов. М.: Научный мир, 2005. С.182. 264
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz