Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Арктическое мореплавание как форма аскезы стенциальной тошноты».15 По содержанию этот процесс напоминает инициацию как одну из религиозно-культурных универсалий. Переход, или «прорыв» (В. Н. Топоров), сквозь предметное бытие («бытие в мире») в иной план бытия, «в ноуменальный мир свободной воли», имеет место именно в пограничных ситуациях перед лицом гибели, крушения, неудовлетворенности существованием, лишенной очевидных оснований. Море - «тот локус, где подобная ситуация возникает особенно естествен­ но и относит человека в одну из двух смежных и имеющих общий исток областей - царство смерти и царство сновидений».16 Выстраиваются но­ вые ценностно-смысловые парадигмы, мобилизуются духовные и жизнен­ ные ресурсы. Личная слабость персонифицируется в демонические образы и отсекается (нельзя себя жалеть). В трудных обстоятельствах важно отве­ тить на вопрос: за что мне дано то или иное искушение? Надо увидеть лич­ ную вину и «переменить ум», критически оценив по ту сторону испыта­ ния свое прежнее поведение и образ жизни. В состоянии морской болезни, «когда море бьет», человек переживает пограничное состояние тесноты, томления, мук, страданий, разрешающееся выходом в новое пространство, что воспринимается как освобождение, как «новое рождение », как приобщение личности к бессмертию. В Поморье, включающем в себя Арктическое побережье, широко рас­ пространена практика религиозных обетов, принимаемых в критических обстоятельствах на водах. Это бесплатная работа в монастырях (трудниче- ство), обычай устанавливать деревянные кресты на берегах и островах Бе­ лого моря, Северного Ледовитого океана. Присутствие русских промысло­ виков на Канине и Груманте отмечено обетными крестами. В Кушереке и, вероятно, в других поморских селах до начала XX в. сохранялся обычай ке- лейничества. Старики уходили от мира в лесные дебри, доживая свой век в одиночестве. Морская практика, соотносящаяся с опытом христианской аскезы, инициирует и ускоряет процессы, происходящие во внутреннем мире человека. Преодолевая трудности, мореплаватель невольно приходит 15Там же. С. 601. 16Там же. С. 581. 263

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz