Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Матонин Василий Николаевич зок и понятен людям, чья жизнь связана с «хождением по водам». Поэтому островные монастыри Русского Севера, как правило, называются «П реоб ­ раженскими». Это, в частности, Соловецкий монастырь (на Белом море), Валаамский (наЛадожском озере), Спасо-Каменный (на Кубенском озере). Переживание опасности, включенное в повседневное бытие, определя­ ет готовность к покаянию (в буквальном переводе с греческого языка - «перемене ума»). Условия парусного мореплавания воспитывали спокой­ ное мужество, терпение («мы привычны»!), умение ценить слово, наблю­ дательность, готовность к самопожертвованию и упование на чудо как есте­ ственное явление в предельных обстоятельствах. По словам М. Хайдеггера, размышлявшего о море, «смелость узнает в бездне страха почти не­ хоженый простор бытия, чей свет впервые дает всякому сущему вернуться в то, что он есть и чем может быть».11 Философ разделял понятия «бы­ тие» и «сущее» как духовные и материальные ка­ тегории: «Бытие, в отличие от сущего, не предлага­ ет основания и почвы. ( . . . ) Бытие есть отказ от роли такого обоснования ( . . . ) оно без-дна».12 3. И. С. Котов. Портрет помора. А Фрейд считал, что любой человек становится рели­ гиозен, переживая «океаническое чувство» беспредельности.13 В состоянии морской болезни («когда море бьет») человек погружает­ ся в дремотное состояние, в первой стадии напоминающее умирание, но переходящее в ощущения, предшествующие рождению. «Человек пережи­ вает пограничное состояние тесноты, томления, мук, страданий, разреша­ ющееся выходом в новое пространство, что воспринимается как освобож­ дение, как “новое рождение”, как приобщение личности к бессмертию».14В соответствии с известным физиологическим комплексом, образ моря в раз­ ных культурах соотносится с воплощением небытия, из которого начинает­ ся инобытие. Морская болезнь сопровождается яркими видениями в тон­ ком сне и немотивированной, казалось бы, эйфорией. Колебательно- колыхательное движение океана погружает человека в переживание «экзи­ 11 Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 39. 12Там же. С. 174. 13 Фрейд 3. Недовольство культурой / / Антология культурологической мысли. М.: РОУ 1996. С. 153-155. 14 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избран­ ное. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1995. С. 585-586. 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz