Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Арктическое мореплавание как форма аскезы почитать за святого, как того неизвестного инока, нетленное тело которого обретено на берегу в окрестностяхУмбы. Прославлены блаженные Иоанн и Лонгин, ирпи. Иона и Вассиан. Св. Варлаамий, Керетский чудотворец, из­ бавил поморов от червей, истачивавших деревянные корпуса судов. Когда туман опускается на воду, норвежские рыбаки говорят: «Русский поп жену везет». Свт. Николая называют «скорым помощником» и в странствиях уповают на его заступничество. Популярность почитания свт. Николая на­ шла выражение в поговорке: «О т Холмогор до Колы - тридцать три Нико­ лы». В честь свт. Николая освящены многочисленные храмы, приделы, ча­ совни. Осталось немало свидетельств о помощи промышленникам и палом­ никам от отцов и начальников Соловецких прпп. Зосимы и Савватия. Вектор движения русской культуры во времени и пространстве направлен от степи к морю. По мере приближения к океану в характере русского человека все очевиднее проявлялись мужские каче­ ства, и более того - иноческие черты. Север рас­ полагает более к монашеской жизни, нежели се­ мейной. В статистических документах Онежского уезда начала XX в. отмечена самая высокая по Архан­ гельской губернии женская смертность. Уровень материального благосостояния крестьян здесь был сравнительно высоким, но на женские плечи в от­ сутствие мужей, уходивших на мурманские рыб­ ные промыслы почти на полгода, ложился тяжелый груз ответственности за дом, хозяйство и детей. Болыиухи (старшие в доме женщины) жили в тревоге за детей («зуйков»), которых с малолетства при­ учали к морю, беспокоились за мужей и братьев. Перенапряжение проявля­ лось в эмоциональной неустойчивости, в истовой религиозности, доходив­ шей до фанатизма.9 В Кушереке и Нименге можно услышать присловье: «Иду в поле, дети - в доме. Мать Богородица с детишками водится».10 Идея «перехода» как возможности спасения (в широком смысле) по мере христианизации севера выкристаллизовывалось в идеале Преображе­ ния. Евангельский сюжет о Преображении на горе Фавор интуитивно бли­ 9Жилинский А. А. Крайний Север Европейской России. Пг., 1919. С. 131. 10 Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XXвв. Этнографические очер­ ки. Л.: Наука, 1983. С. 98. Промышленники-поморы готовые на торосовый промысел морского зверя. 261

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz