Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Матонин Василий Николаевич «За веру. На новые земли». Картина П. П. Козорезенко. Море - это символические духовные врата к первообразу (архетипу) инобытия.7Понятие «м оре» восходит к индоевропейским глаголам умира­ ния -тог, -тег. Русский префикс -по в наименовании «Поморье» указыва­ ет на преодоление моря как инобытийного пространства.8 Отношение к морю как чуждому для земледельцев пространству нашло отражение в по­ говорке: «Море - измена лютая, одна волна на борт положит, другая - на­ кроет». Белое море скандинавы называли «Гандвик» - «Залив чудовищ». В Онежской губе и Мезенском заливе самые большие приливы и отливы среди морей, омывающих берега России. Перепады глубин, сувои, сложный и разнообразный рельеф берегов, студеная вода, изменчивая погода, встреч­ ные течения, туманы, сезонная навигация - все это в совокупности опреде­ ляло особые трудности мореплавания по Белому морю. Хождение под пару­ сом на шнеках, елах, лодиях, дощаниках, барках было делом опасным и тре­ бующим аскетизма как образа жизни. Артель промышленников по характе­ ру отношений между мореходами напоминала монашеское общежитие. Море учит смирению, терпению, дисциплине. Если подвиг и гибель мо­ наха в бурных водах состояли в исполнении морских послушаний, его могли 7 Гибсон К. Символы, знаки, эмблемы, мифы в материальной и духовной культуре. М.: Эксмо, 2007. С. 94. 8Этнограф и путешественник С. В. Максимов в книге «Год на Севере» обратил внимание на то, что жители Поморского берега (из сел Кушерека, Нименга, Унежма, Малошуйка и Ворзогоры), в отличие от населения Онежского берега (из сел Тамица, Кянда, Лямца, Пурнема), называют себя «настоящими по­ морами». Они объясняют это тем, что ходят на промыслы через море (по морю) на Мурман. На противо­ положном берегу Онежского залива рельеф местности позволял крестьянам жить за счет ловли рыбы рюжами на литорали, зверобойки (охоты на морского зверя), а также земледелия и скотоводства. 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz