Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Матонин Василий Николаевич «За веру. На новые земли». Картина П. П. Козорезенко. Море - это символические духовные врата к первообразу (архетипу) инобытия.7Понятие «м оре» восходит к индоевропейским глаголам умира ния -тог, -тег. Русский префикс -по в наименовании «Поморье» указыва ет на преодоление моря как инобытийного пространства.8 Отношение к морю как чуждому для земледельцев пространству нашло отражение в по говорке: «Море - измена лютая, одна волна на борт положит, другая - на кроет». Белое море скандинавы называли «Гандвик» - «Залив чудовищ». В Онежской губе и Мезенском заливе самые большие приливы и отливы среди морей, омывающих берега России. Перепады глубин, сувои, сложный и разнообразный рельеф берегов, студеная вода, изменчивая погода, встреч ные течения, туманы, сезонная навигация - все это в совокупности опреде ляло особые трудности мореплавания по Белому морю. Хождение под пару сом на шнеках, елах, лодиях, дощаниках, барках было делом опасным и тре бующим аскетизма как образа жизни. Артель промышленников по характе ру отношений между мореходами напоминала монашеское общежитие. Море учит смирению, терпению, дисциплине. Если подвиг и гибель мо наха в бурных водах состояли в исполнении морских послушаний, его могли 7 Гибсон К. Символы, знаки, эмблемы, мифы в материальной и духовной культуре. М.: Эксмо, 2007. С. 94. 8Этнограф и путешественник С. В. Максимов в книге «Год на Севере» обратил внимание на то, что жители Поморского берега (из сел Кушерека, Нименга, Унежма, Малошуйка и Ворзогоры), в отличие от населения Онежского берега (из сел Тамица, Кянда, Лямца, Пурнема), называют себя «настоящими по морами». Они объясняют это тем, что ходят на промыслы через море (по морю) на Мурман. На противо положном берегу Онежского залива рельеф местности позволял крестьянам жить за счет ловли рыбы рюжами на литорали, зверобойки (охоты на морского зверя), а также земледелия и скотоводства. 260
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz