Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Арктическое мореплавание как форма аскезы сначала как частные проявления несогласия с отступлениями от морали первых христиан, а затем - как социальный институт. Освоение севера, на­ селенного языческими племенами и отличающегося суровыми климатиче­ скими условиями, требовало дополнительных усилий и особого аскетизма. Странник - это человек странный, иной - в известном смысле «инок» , для которого передвижение в пространстве соотносится с приближением в Богу. В русской культуре странничество является эффективным способом решения социальных, экономических и духовных проблем. Смена про­ странственных координат подразумевает отказ путешественника, у которо­ го нет надежды на возвращение, от собственности и привычного образа жизни. Предполагает умирание и рождение в новом качестве. Промыслови­ ков, которые зимовали на Мурмане и на Шпицбергене, а через год, когда их уже не чаяли ждать домой, все-таки возвращались, называли «отпетыми». Это был особый морально-нравственный статус человека, который еще не выполнил свою миссию на земле. Господь благословлял его «второй жиз­ нью» и указывал на необходимость духовного служения. Когда христианский идеал на Руси был усвоен, невозможность его осу­ ществления здесь и сейчас толкала боголюбцев на поиск «обетованного пространства», чтобы обрести в нем «обетованное время», когда «ника­ ких времен не будет».3 Слово «помор» впервые зафиксировано в летописи 1526 года: « ...по ­ морцы с моря Окияна, из Кандаложской губы». В середине XVI в. топони­ мом «Поморье» называли территорию «от Белозерья и Вологды до бере­ гов Белого моря и Ледовитого океана, от современных границ с Финлянди­ ей до Уральских гор».4 Самоназвание «поморы» получило тройственное значение: население, проживающее на территории Беломорского побере­ жья от Онеги до Кеми; население всего беломорского побережья; населе­ ние Русского Севера».5 Понятие «Поморье» в большей степени понятие этнокультурное, нежели географическое.6Условные границы Поморья рас­ ширялись по мере освоения русскоязычным населением Арктики и Сибири. Не только люди выбирали север, но и север «выбирал» людей. 3 Морозов С. В. Идея Соловков / / Постижение Соловков. Очерки и материалы. М.: Товарищество Северного Мореходства, 2011. С. 177-178. 4 Колесников П. А. Северная Русь. Вологда, 1971. С. 8. 5 Куратов А. А. Поморы / / Поморская энциклопедия. Т. 1. Архангельск, 2001. С. 317. 6 Матонин В. Н. Русское Поморье как этнокультурное понятие / / Вестник ПГУ. 259

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz