Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Матонин Василий Николаевич Святой Антоний Великий. Аскетические подвиги включают в себя непременную «духовную брань» с духами нечистыми. Фрагмент иконы И. Босха «Искушение Святого Антония». 1495-1500. пространство «Северной Фиваиды», включающей в себя бесчисленные мо­ настыри, скиты, пустыни. Этот геометрический образ можно представить в виде мировых кругов, вписанных друг в друга, где священными центами яв­ ляются монастыри, храмы, часовни.2 В советской историографии утвердилась концепция трех потоков новгородской колонизации - «боярской, крестьянской и монастыр­ ской». Бояр привлекали богатства севера, крестьяне искали свободных земель, а монахи - спасения. Позитивистский взгляд на духовный мир средневекового человека не учитывает упования на жизнь вечную и «твари дрожащей», и тех, кто «право имеет» . Бояре могли быть монаха­ ми, как свт. Филипп (Колычев), и «собирать богатство на небе», жертвуя вотчины Соловецкому монастырю, как Марфа Борецкая. Братия мона­ шеская пополнялась из крестьян - христиан, Православных земледель­ цев. Поэтому русская колонизация X II-XV II вв. подлежит осмыслению с религиозных позиций, в том числе и прежде всего - как опыт аскезы. Движение славянского населения на север не поощрялось «сверху» и складывалось не «благодаря», а «вопреки» . Бегство от мира было формой оппозиционности в пространстве русской культуры. В соответствии с ана­ логичными мотивами в христианстве III—IV вв. оформлялось монашество: 2 Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск: Издательство ПМПУ, 1993. С. 107. Школа монашеской аскезы. Кельи отшельников. Фото А. Г. Михайлова. 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz