Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Игумен Митрофан (Баданин) Думаю, что в наше время становится все более очевидным, что дальней­ шее полноценное развитие исторической науки немыслимо без ясного по­ нимания того, что тысячелетняя история России есть история Православия. Мы не преодолеем волюнтаризм и ангажированность научного поиска, пока вновь не взглянем на историю с позиции верующего человека - «как на тайну и трагедию. Тайну спасения и трагедию греха».4 Пока же на сегодняшний день по-прежнему остро стоит проблема р е ­ ально существующего отличия подхода в исследовательской работе специалиста-историка с богословским образованием и историка, живущего вне богословской традиции и Церковного Предания в целом. И в этом слу­ чае часто становится очевидной справедливость слов апостола Павла: « Ду­ шевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он по ­ читает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14). II На протяжении всей истории человечества Север являл собой нечто за­ гадочное, мистическое и притягательное. Письменные источники глубокой древности неизменно связывали его с владениями сил самых великих богов языческого мира. Картина П. Н. Арбо. Дикая охота Одина. 1872 год. Согласно скандинавской легенде, бог Один (Вотан) со своей свитой носится по Северной земле, забирая души людей, встретившихся на его пути и унося их в «другую страну». Восприятие Севера и в современных языческих религиях мира продол­ жает следовать этой древней традиции. Основополагающие религиозные 4 Флоровскии Георгии, прот. Положение христианского историка / / Догмат и история. М., 1998. С. 79. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz