Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Русский Север как форпост русской Православной цивилизации ти до конца войны 1914-1918 гг.».5Это, к сожалению, все. Попробуем вне­ сти некоторую ясность в едва намеченную А. Дж. Тойнби тему северного форпоста Православной русской цивилизации. Главное отличие северного цивилизационного форпоста от южного со­ стоит в том, что освоение огромных территорий, включение их в экономи­ ческий и культурный строй России происходило мирным путем. Это было, в первую очередь, религиозно-культурное, а отнюдь не военное проникно­ вение. Что определило именно эту особенность освоения «полуночных стран», превращение «Поморья» в Русский Север, а затем и в Северную Фиваиду? В первую очередь, то, что на Север в XIV в. шли прежде всего монахи. Монастыри, погосты и скиты и стали теми опорными пунктами, которые впоследствии позволили осесть здесь и немонашескому русскому населению, основать не только промысловые станы, деревни и села, но и города. А Православное северное монашество, представленное, к тому же, учениками и последователями прп. Сергия Радонежского, были совсем не «паломниками при оружии» западноевропейских духовно-рыцарских ор­ денов, в том числе и западного цивилизационного форпоста - Тевтонского ордена, - а молитвенниками-исихастами. Они стремились не подчинять силой оружия, а преобразовывать. Преобразовывать, в первую очередь, себя - но вместе с тем и мирян, и Богом данную окружающую дикую при­ роду. А преобразование природы на основе достижений человеческой культуры и есть зримое воплощение цивилизации. Не меч и ружье, а крест и молитва стали главными факторами освоения Севера русскими людьми. Личный пример монахов, их доброта и нестяжательность, иногда практи­ чески безграничная, как у прп. Нила Сорского и его последователей, по­ зволили добиться уникального в мировой истории явления - практически полной бесконфликтности освоения Поморья русскими, более того, пре­ вращения «полуночных стран» в страну русских Православных монасты­ рей - Северную Фиваиду.6 Вторым фактором, обеспечившим мирный характер освоения Севера, является то обстоятельство, что Поморье после объединения русских кня­ жеств вокруг Москвы и создания Российского Православного царства ста­ ло регионом личной и общественной свободы. Последовательно и жестко закрепощая население центральных уездов государства (Замосковья), пре­ вратив пятины когда-то вольного Господина Великого Новгорода в заповед­ 5Там же. С. 142. 6См., например: Федотов Г. П. Святые Древней Руси. СПб.: Сатисъ Держава, 2007. С. 180-195. 247

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz