Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Русский Север как форпост русской Православной цивилизации щие в течение достаточно длительного времени непрерывное давление из- вне, «форпостами» ... » 3 Тойнби, рассматривая «русское Православие», обращает особое вни­ мание на один цивилизационный форпост - казачество. Он подробно харак­ теризует его, рассматривая «стимул давлений» в истории цивилизаций. Бо­ лее того, именно с него он и начинает само рассмотрение темы «форпо­ стов» : «Если обратиться к Православной ветви в России, то можно обнару­ жить, что витальность общества имеет тенденцию концентрироваться то в одном форпосте, то в другом в зависимости от изменения в ходе историче­ ского развития направления внешних давлений. Рассматривая «русское православие», Тойнби особо обращает внимание на один цивилизационный форпост - казачество, военное сословие в дореволюционной России существовавшее с XVIII п о , большевистские репрессии XX вв. Русские земли, где Православно-христианская цивилизация впервые пу­ стила корни во время своей первоначальной трансплантации из Константи­ нополя через Черное море и Великую степь, находились в районе верхнего бассейна Днепра. Оттуда центр тяжести Православно-христианской циви­ лизации в России был перенесен в XII в. в бассейн верхней Волги русскими, которые расширяли границы государства в этом направлении за счет фин­ 3Там же. С. 140. 243

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz