Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Тучков Антон Иванович Всего Тойнби выделил 37 цивилизаций, хотя са мокритично писал, что им «было идентифициро вано девятнадцать обществ: западное, Православ ное, иранское и арабское (в настоящее время они [два последних. - Ред.] входят в исламское), инду истское, дальневосточное, эллинское, сирийское, китайское, минойское, шумерское, хеттское, вави лонское, андское, мексиканское, юкатанское, май- янское и египетское. Исследуя основания каждого отдельного общества, в одних случаях мы обнару живаем, что оно состоит в сыновнем родстве с бо лее древним обществом благодаря наличию вселен ской церкви. В других случаях такая связь не про сматривается. ( . . . ) Вселенская церковь является основным признаком, по зволяющим предварительно классифицировать общества одного вида. Другим критерием для классификации обществ является степень удаленно сти от того места, где данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале, с тем чтобы определить место каждого из них в непрерыв ном процессе развития. Попытка классификации по критерию религии выстроила следующий ряд: во-первых, общества, которые никак не связаны ни с последующими, ни с предшествующими обществами; во-вторых, общества, никак не связан ные с предшествующими, но связанные с последующими; в-третьих, обще ства, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее интимной, чем сыновнее родство через вселенскую церковь, связью, обу словленной движением племен; в-четвертых, общества, связанные через вселенскую церковь с предшествующим обществом сыновними узами; в-пятых, общества, связанные с предшествующими связью более глубокой, чем отечески-сыновняя, а именно: через передаваемую с незначительными изменениями или вообще без них организованную религию правящего меньшинства». Интересно, что одним из главных признаков цивилизации А. Дж. Тойнби считает религию, а нашу цивилизацию вообще называет «Православной», хотя для католически-протестантской используется гео графический термин - «западная». Для нашей темы важно понимание одного термина, используемого А. Дж. Тойнби, - это понятие цивилизаци онного форпоста. «Назовем народы, государства или города, испытываю А.Д. Тойнби (1889 -1975) - британский историк, философ истории, культуролог и социолог. 242
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz