Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Игумен Митрофан (Баданин) Надо признать, что при всей стратегической важности для Российской державы этих северных земель и огромной заинтересованности в освоении богатств этого края, к Кольскому Северу всегда относились как к «медве­ жьему углу», и степень интереса к его истории была соответствующей. Это затрагивало не только вопросы государственного статуса, административ­ ного устройства или общественной жизни края, но и в полной мере отража­ лось на духовно-религиозном благополучии северян.1 Пожалуй, лишь конец XIX - начало XX веков ознаменовали собой всплеск подлинного исследовательского интереса к истории Кольского Се­ вера. Впервые на территории Великой Лапландии были получены результа­ ты реального сотрудничества церковных и светских историков. Их вдохно­ венное соработничество на ниве постижения богатого исторического на­ следия этого края дало первые реальные плоды.2 Однако после революции церковные историки были исключены из на­ учной жизни. Возобновить начатую работу попытались ученые советского периода. В 1926 году на Мурмане было организовано общество краеведов, поста­ вившее задачу продолжить прерванные исследования истории Кольского края. Одним из организаторов и активных исследователей стал ученый крае­ вед В. К. Алымов. Но наступил 1937 год, и самым громким на Кольском по ­ луострове оказалось так называемое «саамское дело», или «дело Алымова и К°». Вместе с Алымовым были расстреляны еще пятнадцать человек. По этому «саамскому делу» прошел и другой замечательный русский этнограф и знаток нашего края, В. В. Чарнолуский. В 1938 году он был аре­ стован, осужден по 58-й статье и отправлен в Каргопольлаг. Идеологическое давление и политические репрессии, на фоне исключе­ ния церковной и духовной составляющей из истории Кольского края, неиз­ бежно привели к стагнации исследовательской мысли, к профанации исто­ рии как науки. Отныне история человечества должна была являть собой лишь «историю борьбы классов»,1апосколькуу бедных саамов и государства- то никакого не было, то изучение истории древнего Кольского края совет­ скому ученому никаких «дивидендов» не сулила. Кроме того, столь очевид­ 1 Б клировых ведомостях церквей Терского берега в начале XX века на вопрос в графе: «Когда в по­ следний раз на приходе служил Преосвященный?», можно было прочитать: «в 1861 году». Мы вспоминаем подвижников Лапландии протоиереев Георгия Терентиева, Константина Щеколди- на, Михаила Истомина, архимандрита Никодима (Кононова), ученых-исследователей Н. Н. Харузина, А. М. Филиппова, Н. Ф. Королькова, Е. К. Огородникова, Д. Н. Островского, В. Ю. Визе и других. 3 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 1-50. М., 1955-1981. Т. 28. С. 424. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz