Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Игумен Митрофан (Баданин) Надо признать, что при всей стратегической важности для Российской державы этих северных земель и огромной заинтересованности в освоении богатств этого края, к Кольскому Северу всегда относились как к «медве жьему углу», и степень интереса к его истории была соответствующей. Это затрагивало не только вопросы государственного статуса, административ ного устройства или общественной жизни края, но и в полной мере отража лось на духовно-религиозном благополучии северян.1 Пожалуй, лишь конец XIX - начало XX веков ознаменовали собой всплеск подлинного исследовательского интереса к истории Кольского Се вера. Впервые на территории Великой Лапландии были получены результа ты реального сотрудничества церковных и светских историков. Их вдохно венное соработничество на ниве постижения богатого исторического на следия этого края дало первые реальные плоды.2 Однако после революции церковные историки были исключены из на учной жизни. Возобновить начатую работу попытались ученые советского периода. В 1926 году на Мурмане было организовано общество краеведов, поста вившее задачу продолжить прерванные исследования истории Кольского края. Одним из организаторов и активных исследователей стал ученый крае вед В. К. Алымов. Но наступил 1937 год, и самым громким на Кольском по луострове оказалось так называемое «саамское дело», или «дело Алымова и К°». Вместе с Алымовым были расстреляны еще пятнадцать человек. По этому «саамскому делу» прошел и другой замечательный русский этнограф и знаток нашего края, В. В. Чарнолуский. В 1938 году он был аре стован, осужден по 58-й статье и отправлен в Каргопольлаг. Идеологическое давление и политические репрессии, на фоне исключе ния церковной и духовной составляющей из истории Кольского края, неиз бежно привели к стагнации исследовательской мысли, к профанации исто рии как науки. Отныне история человечества должна была являть собой лишь «историю борьбы классов»,1апосколькуу бедных саамов и государства- то никакого не было, то изучение истории древнего Кольского края совет скому ученому никаких «дивидендов» не сулила. Кроме того, столь очевид 1 Б клировых ведомостях церквей Терского берега в начале XX века на вопрос в графе: «Когда в по следний раз на приходе служил Преосвященный?», можно было прочитать: «в 1861 году». Мы вспоминаем подвижников Лапландии протоиереев Георгия Терентиева, Константина Щеколди- на, Михаила Истомина, архимандрита Никодима (Кононова), ученых-исследователей Н. Н. Харузина, А. М. Филиппова, Н. Ф. Королькова, Е. К. Огородникова, Д. Н. Островского, В. Ю. Визе и других. 3 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 1-50. М., 1955-1981. Т. 28. С. 424. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz