Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Шахнович М. М., Галеев Р. М., Лейбова (Суворова) Н. А., Хартанович В. И. следствие «поздней» (2 четверть XIX в.), по сравнению с саамами (XVI в.), христианизации ненцев.25 К сожалению, число исследованных по археологической методике хри­ стианских могильников в ближайших к Терскому берегу Белого моря райо­ нах Русского Севера единично. Это затрудняет обычную практику поиска аналогий с полученным материалом. Автору наиболее хорошо известен се­ верокарельский могильник XVII-XIX вв. д. Алозеро в Северной Карелии (Калевальский р-н РК).26 И предварительно можно отметить некоторое сходство в деталях погребального обряда этих двух памятников: использо­ вание бересты во внутримогильных конструкциях, неглубокие могильные ямы, не употребление гвоздей при скреплении гробовин, отсутствие нахо­ док нательных крестов. Это, конечно, не значит, что исследованные погребе­ ния варзужского некрополя оставлены карельским населением. Скорее все­ го, в Новое время в отдаленных уголках Севера России существовала во многом единообразная православная погребальная обрядность. Археологическим исследованием погребальной культуры поморского населения Терского берега никто ранее специально не занимался. Но по ре­ зультатам работ 2011 г. мы видим, что похоронная традиция варзужан соот­ ветствовала общему православному канону с незначительными отклонени­ ями в рамках культурной специфики этногруппы поморов северного побе­ режья Белого моря. Незначительные по объему работы в Варзуге показывают перспектив­ ность широкого археологического изучения этого старинного поморского поселения Терского берега. Когда верстался сборник стали известны результаты радиоуглеродного анализа материалов обнаруженных в описанных в статье захоронениях око­ ло Никольской церкви. Дата проб взятых в районе части захоронений при­ ходится на XIV век, иные совпадают с началом XV века - с 1419 годом, то есть со временем разорения села и избиением его жителей «мурманами». Таким образом, можно говорить о большой древности нынешнего места расположения Никольской церкви села Варзуги. 25 «Самоедская духовная миссия» (архимандрит Вениамин) была создана для «христианского про­ свещения» канинских ненцев только в 1825 г. См. Иванов А. Самоедская духовная миссия: (Из культур­ ной истории Севера) / / Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1913, № 13. С. 604-607. 26Могильник исследовался совместно Северокарельской археологической экспедицией КГКМ, Се­ вероевропейским палеоантропологическим отрядом МАЭ РАН и специалистами-антропологами ИАЭ РАН в 1998, 1999, 2005 и 2006 гг. См.: Хартанович В. И., Шахнович М. М. Материалы к изучению... С. 104-109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz