Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Шахнович М. М., Галеев Р. М., Лейбова (Суворова) Н. А., Хартанович В. И. следствие «поздней» (2 четверть XIX в.), по сравнению с саамами (XVI в.), христианизации ненцев.25 К сожалению, число исследованных по археологической методике хри стианских могильников в ближайших к Терскому берегу Белого моря райо нах Русского Севера единично. Это затрудняет обычную практику поиска аналогий с полученным материалом. Автору наиболее хорошо известен се верокарельский могильник XVII-XIX вв. д. Алозеро в Северной Карелии (Калевальский р-н РК).26 И предварительно можно отметить некоторое сходство в деталях погребального обряда этих двух памятников: использо вание бересты во внутримогильных конструкциях, неглубокие могильные ямы, не употребление гвоздей при скреплении гробовин, отсутствие нахо док нательных крестов. Это, конечно, не значит, что исследованные погребе ния варзужского некрополя оставлены карельским населением. Скорее все го, в Новое время в отдаленных уголках Севера России существовала во многом единообразная православная погребальная обрядность. Археологическим исследованием погребальной культуры поморского населения Терского берега никто ранее специально не занимался. Но по ре зультатам работ 2011 г. мы видим, что похоронная традиция варзужан соот ветствовала общему православному канону с незначительными отклонени ями в рамках культурной специфики этногруппы поморов северного побе режья Белого моря. Незначительные по объему работы в Варзуге показывают перспектив ность широкого археологического изучения этого старинного поморского поселения Терского берега. Когда верстался сборник стали известны результаты радиоуглеродного анализа материалов обнаруженных в описанных в статье захоронениях око ло Никольской церкви. Дата проб взятых в районе части захоронений при ходится на XIV век, иные совпадают с началом XV века - с 1419 годом, то есть со временем разорения села и избиением его жителей «мурманами». Таким образом, можно говорить о большой древности нынешнего места расположения Никольской церкви села Варзуги. 25 «Самоедская духовная миссия» (архимандрит Вениамин) была создана для «христианского про свещения» канинских ненцев только в 1825 г. См. Иванов А. Самоедская духовная миссия: (Из культур ной истории Севера) / / Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1913, № 13. С. 604-607. 26Могильник исследовался совместно Северокарельской археологической экспедицией КГКМ, Се вероевропейским палеоантропологическим отрядом МАЭ РАН и специалистами-антропологами ИАЭ РАН в 1998, 1999, 2005 и 2006 гг. См.: Хартанович В. И., Шахнович М. М. Материалы к изучению... С. 104-109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz