Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви Выводы Расположение одного из погребений относительно современной стены церкви позволяет предположить, что храм постройки 1705 г. больше по раз мерам, чем предшествующее здание, и при постройке он перекрыл рядом находящееся захоронение. В тоже время, если судить по составу засыпки могильных ям, близлежащие исследованные погребения сделаны уже после строительства церкви. Отсутствие в слое исследованных участков следов большого пожара (зольность и угли, прокаленность почвы) дает возможность предположить, что разрушающего пожара, повлекшего уничтожение здания, не было и причиной последней перестройки церкви в начале XVIII в. могло стать ее «ветхое» состояние. Но мы не можем исключить и ситуацию неполного на ложения мест современного и более раннего зданий Никольского храма. Примечательно то, что все полностью раскопанные погребения принад лежат женщинам. Возможно, еще в XIX в. в Варзуге сохранялась древняя православная традиция разделения мест захоронений на прицерковном кладбище по половому признаку, и с северной стороны храма хоронили женщин. Но не исключено, что это наблюдение - не более чем случайность, возникшая из-за небольших размеров раскопа. В сельских христианских могильниках определить общественный статус погребенных - задача максимальна сложная. Возможно, какое-то значение имела ситуация степени удаленности расположения могилы относительно церкви и алтаря. Показательно обнаружение среди погребенных женщины-саами. Ра нее предполагалось, что в сложении этнической группы поморов в основ ном участвовало «русское» и карельское население. Результаты работ 2011 г. позволяют поставить вопрос о более значительном включении в русскоязычный социум оседлых общин поселений Терского берега и або ригенов Лапландии - саамов. Село Варзуга, а не только, как считалось ра нее, с. Поной и Пялица,23вероятно, входило в круг традиционных брач ных связей саамских семей. По этнографическим данным, процесс ин фильтрации представителей кочевого «лопарского» населения в «кр е стьянскую» среду проходил постоянно и безболезненно - в отличие, например, от других районов Беломорья (Зимний берег), где браки с «са моедами» были событиями исключительно редкими.24 Возможно, это 23 Бернштам Т. А. Поморы. Формирование группы и системы хозяйства. Д., 1978. С. 64-65. 24Там же. С. 67. 227
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz