Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Шахнович М. М., Галеев Р. М., Лейбова (Суворова) Н. А., Хартанович В. И. Из всего небольшого набора антропологических находок для рекон струкции оказались пригодны только два женских черепа. Реконструкция лица по черепу по методу М. М. Герасимова часто применяется в россий ской антропологии для иллюстрации физического типа некогда жившего населения. В нашем случае, когда речь идет об уникальных антропологиче ских находках с Кольского полуострова, мы, конечно, не могли не приме нить этот метод и не восстановить облик древних варзужан. Кроме стандартного краниологического описания, общепринятого в физической антропологии, также была использована программа С. А. Ни китина для детального морфологического воссоздания черепа .19 Последова тельность получения абрисов и этапы графической реконструкции произ ведены согласно методическому пособию Г. В. Лебединской .20 Форма причесок была воссоздана по прямой аналогии заплетенных кос, обнаруженных в погребениях. В Карелии замужние женщины традиционно заплетали волосы в две косы, которые, перевив между собой, складывали на макушке в узел. Косы умерших укладывались концами вниз .21 Заплетение кос подобным образом у «русского» православного населения широко из вестно по материалам археологических раскопок от Карелии до Прибайка лья. Примеров тому много, в частности, из городских некрополей XVII- XVIII вв. Иркутска и Среднего Прииртышья .22 Таким образом, следует отметить, что первые краниологические и одон тологические материалы по русским поморам не однозначны в антрополо гическом отношении. В целом они не позволяют с уверенностью рекон струировать особенности изучаемой популяции - степень ее однородности или смешанности и с высокой степенью достоверности выявить и интер претировать вошедшие в ее состав антропологические компоненты. Край не значимым представляется продолжение работ на памятнике с целью уве личения столь научно ценных материалов, вносящих новую оригинальную информацию по истории русского населения Беломорья. 19 Никитин С. А. Пластическая реконструкция портрета по черепу / / Некрополь русских великих княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля. Т. 1. М., 2009. С. 137-168. 20 Лебединская Г. В. Реконструкция лица по черепу (методическое пособие). М., 1998. С. 125. 21 Конкка А. П., Логинов К. К. Материальная культура, семейная и календарная обрядность / / Исто рии и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008. С. 231. 22 Бередникова Н. Е., Бередников И. М., Галеев Р. М., Лейбова (Суворова) Н. А., Харламова Н. В. Ком плексное археолого-антропологическое исследование населения Иркутска XVII-XVIII вв. по материалам раскопок у Спасской церкви / / I X Конгресс этнографов и антропологов России. Петрозаводск, 2011. С. 542-543. 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz