Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Шахнович М. М., Галеев Р. М., Лейбова (Суворова) Н. А., Хартанович В. И. по периметру могильных ям, поверх и под костяками прослеживались остат- ки древесного тлена от погребальных конструкций - тонкая полоска песка темно-коричневого цвета. Скорее всего, это предполагает помещение умер­ ших в деревянные «ящики». Хотя нельзя исключить и вариант обкладки сте­ нок ям берестой, как это производилось в северокарельских могильниках .11 Отметим отсутствие железных гвоздей в заполнении могил. Возможно, их использование было запрещено. Например, подобная традиция зафиксиро­ вана у северных карел, которые скрепление досок гробовин производили с помощью пазов или берестяными полосками через специальные отверстия .12 Обычно в песчаном грунте костные останки сохраняются плохо и со­ стояние их не идеально. Тела в анатомическом порядке положены в вытяну­ том положении на спину, головой на западный сектор горизонта, согнутые в локте под прямым углом руки располагаются скрещенно в области пояса. Можно отметить типичную для христианских могильников ситуацию раз­ личного нахождения рук на теле погребенного: на груди, на животе, на паху. Обычно при описании погребений археологи пытаются усмотреть в этом какую то закономерность отражающую культурную специфику местного похоронного обряда. Но, по нашему мнению, расположение рук (на животе или груди) в христианских погребениях, скорее всего, зависит только от сте­ пени окоченения трупа в момент укладки в гробовину и аккуратности по­ мещения его в могильную яму. Следов от насильственной смерти и нанесе­ ния ран не обнаружено. За исключением несохранившейся медной заколки в прическе женщины в могиле 1 , выявленной по следам медных окислов на органике, металличе­ ские украшения (серьги, кольца и т. п.), детали одежды, обуви и погребаль­ ных одеяний (пряжки, пуговицы и т. п.), сопутствующие керамические из­ делия («елейницы», чаши), монеты и бытовые предметы в погребениях не выявлены. Скромные находки представлены только фрагментами кожаной обуви - специальные похоронные тапочки без подошвы .13 Крестов-тельников не удалось проследить даже в состоянии отпечатка окисла, что очень типично для североевропейской части России. Обычай по­ мещения крестов в могилы был характерным только для раннего этапа хри­ стианизации Руси, с началом существования регулярной церковной органи­ 1 Шахнович М. М., Хартанович В. И. Православие в Северной Карелии по данным археологии и ан­ тропологии / / Вестник Карельского краеведческого музея. Вып. 4. Петрозаводск, 2002. С. 103. 12 Хартанович В. И., Шахнович М. М. Материалы к изучению погребального обряда и краниологии населения Северной Карелии (могильник Алозеро) / / Радловский сборник. Научные исследования и му­ зейные проекты МАЭ РАН в 2008 году. СПб., 2009. С. 105. 13 Курбатов А. В. Погребальная обувь средневековой Руси / / АВ. 2002, № 9. С. 155-172. 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz