Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Шахнович М. М., Галеев Р. М., Лейбова (Суворова) Н. А., Хартанович В. И. 0,25 м, глубиной до 0,18 м). Шурф площадью 2 м 2 позволил реконструиро вать данное сооружение как остатки траншеи для установки частокола - стены из вертикально установленных бревен. Крутой участок склона, при мыкающий снаружи к «тыну стоячему», был выложен плоскими камнями, скорее всего, для предотвращения смыва песчаного грунта. По крупным фрагментам угля сгоревшей постройки и куска истлевшей древесины из насыпи вала были получены почти совпадающие радиоугле родные даты. Их комбинированное калиброванное значение (период «уни чтожения» - сжигания органики) приходится в календарном выражении на 1395-1430 гг. н. э .2 Следы разрушений на городище можно соотнести с ле тописным известием о нападении «мурман» на Беломорье в 1419/1420 г. Археологические работы 2011 г. В 2011 г. впервые в регионе Северного Беломорья объектом исследова ния стали культурные слои XVTI-XIX вв. в историческом центре с. Варзуга. Самая древняя церковь с. Варзуга - это храм во имя Святителя Николая Чудотворца на левом, первоначально обжитом берегу реки. Согласно пись менным источникам, он был построен монахами Соловецкого монастыря и в первые освящен в марте 1491 г. Последняя его перестройка после пожара да тируется 1705 г. Возможно, и ранее конца XV в. в Варзуге была церковь, т. к. в Первой Новгородской летописи при описании событий 1419 г. сообщается о «въ Арзуге погост Корельскый». Термин погост подразумевал населенный пункт с церковью, выполнявший функции церковного и фискального центра. В середине XVI в. в Варзуге стояло уже пять церквей. На левом берегу реки кроме Свято-Никольской еще храм во имя апостолов Петра и Павла, а на правом - церкви Успения (кончины) Пречистой Божьей Матери, «па триаршая» во славу святого покровителя Афанасия Великого и «соловец кая» во имя свв. Зосимы и Савватия. Приходское кладбище на левом берегу занимало большую территорию в центре села между двумя церквями. Верхние надмогильные сооружения (кресты, плиты) были уничтожены в советское время .3 На снивелированной поверхности сейчас не просматривается каких-либо отличительных призна ков некрополя - холмиков или провалов почвы. И, к сожалению, мы не мо 2 Шахнович М. М. Средневековая археология... С. 70. 3 Шундалов И. Ю. Крестьянские некрополи Терского берега Белого моря / / Живая старина. 2007, № 4. С. 29. 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz