Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Шахнович Марк Михайлович распространяется на Русском Севере только к концу XVII в .80 Церковь была « с нутром», т. е. с полом, который настилался «по ходу» - половые доски лежали параллельно входу. Доски вытесывались топором из бревен, раско­ лотых с помощью клиньев. Российский консул в Норвегии Д. Н. Островский в 1881 г. так описыва­ ет внутренний интерьер церкви: «Притвор церкви более напоминает избу: по стенам лавки, в окне тусклая слюда и только ряд икон, висящих над дру­ гою, влево от входа, дверью, как будто указывают еще на истинный характер здания. Отворив эту дверь, посетитель вступает в самую церковь, малень­ кую и узкую. Старинный иконостас, деревянные подсвечники и висящие (в таком же тесном алтаре) кадило и облачения Трифона...». Подобную кар­ тину, дополняя небольшими подробностями, рисуют и другие путешествен­ ники во второй половине XIX в.: «Внутри стены и потолок голые, местами сильно погнили, иконостас самый простой, с иконами, почерневшими от времени..., самая бедная старинная утварь, полуистлевшие хоругви, пелены и напрестольная одежда, несколько старинных рукописных и печатных книг.. . » . « . . . Это целый драгоценный музейный отдел по иконографии; тут при простоте, доходящей до скудности, при деревянных паникадилах, кро­ шечного размера, дощатого алтаря, с окнами из слюды вместо стекла, в алта­ р е ... находятся священнические одежды св. Трифона, его Евангелие и крест, церковные книги и много икон весьма добропорядочного письма греческого . . .» 81 Наиболее подробно перечислены древние предметы в «старом» храме в описании Архангельского Епархиального церковно­ археологического комитета: «Древние и хорошо сохранившиеся в иконо­ стасе иконы, оловянный потир с такими же или медными принадлежностя­ ми, два холщовых покровца, фелонь из синей шелковой материи на холщо­ вой крашенинной подкладке с оплечьем, вышитым золотом и серебром и украшенным одноглавым и двуглавым орлами ,82 напрестольное Евангелие в 8 д. листа, стальная дугообразная полоса, служившая в давние времена би­ лом и т. п .»83Существует фотография внутреннего интерьера церкви, сде­ ланная в конце XIX в., на которой хорошо видно местонахождение храмо­ вой утвари и одноярусный иконостас .84 Трудно судить, насколько точно 80 Орфинский В. П., Яскеляйнен А. Т. Хронологическая атрибуция... С. 152. 81 Цит. по: МацакВ. А. Печенга... С. 495-496. 82Одноглавый сокол с раскинутыми крыльями («орел пластаной одноглавый») - это родовой герб династии Рюриковичей, а «орел двоеглавый есть герб державный» - российской монархии. 83Краткое историческое описание приходов... С. 221. 84 МацакВ. А. Печенга... Рис. 209. 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz