Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Шахнович Марк Михайлович погосте .58 Прп. Трифон родился в 1495 (7003) г. и в 1565 г. ему было 70 лет. Это обстоятельство позволяет усомниться в предположении, что старец в одиночку срубил храм. К тому же благосостояние Печенгского монастыря позволяло общине нанять плотницкую артель. Процесс «правильной» постройки бревенчатого здания, с расче том на его долговременное существование, от заготовки материала до вну тренней отделки занимал минимум год. Бревна для сруба (диаметром в вершине «в отрубе» не менее 25 см) заготавливались в конце зимыипо том обязательно сохли. Рубка здания производилась до июля. Такие требования обуславливались наиболее благоприятными химическими процессами, происходившими в это время в древесине и способство вавшими лучшей ее консервации .59 Период XVI-XVII вв. называют «малой ледниковой эпохой». Макси мум похолодания с экстремально суровыми зимами и сырыми летними месяцами пришелся на рубеж столетий и продолжался до середины XVII в .60 Конечно, это не вызвало тех катастрофических последствий, ко торые отмечались в земледельческих районах, но в приустьевых участках долин рек Кольского п-ова граница леса резко отодвинулась на юг .61 П оэ тому, скорее всего, строительная древесина доставлялась сплавом по реке Паз из более южных лесистых районов Лапландии. Но мы не можем исключить и вариант распространенной в Заполярье практики, когда сруб готовился в другом месте и перевозился к месту постройки мор ским путем. Если предположить, что церковь на реке Паз была поставлена «мест ной» артелью, то, скорее всего, она была срублена традиционно при меняемым в Лапландии «скандинавским» угловым соединением бре вен в венцы «в охряпку» с остатком. Этот способ рубки считается наиболее древним на европейском Севере .62 «Русские» же плотники «Вероятность этого предания подтверждается, во-первых, тем, что в оглавлении рукописного жи тия прп. Трифона, хранящегося в печенгской приходской церкви, значится особая глава «о построении церкви в Пазреке во имя св. Бориса и Глеба», хотя самое сказание об этом, вероятно, по недосмотру пис ца опущено». См.: Краткое историческое описание приходов... С. 219. Орфинский В. П., Гришина И. Е. Традиционный карельский дом. Петрозаводск, 2009. С. 318-319. 60 Девятова Э. И. Природная среда и ее изменения в голоцене. Петрозаводск, 1986. С. 94. 1,1 Елина Г. А., Аукашов А. Д., Юрковская Т. К. Позднеледниковье и голоцен Восточной Фенноскандии (палеорастительность и палеогеография). Петрозаводск, 2000. С. 92. 62 Орфинский В. П., Гришина И. Е. Традиционный карельский дом. С. 356-357. 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz