Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Шахнович Марк Михайлович анских погребений места древних «языческих» кладбищ .50 По результатам раскопок можно отметить, что погребения «под спудом» в церкви отсут­ ствовали. Вопрос о местах келий и последнего упокоения первых на реке Паз монахов пока остается открытым. Ориентировка церкви. При исследовании «старой» церкви свв. Бориса и Глеба выяснилось, что ее продольная ось направлена на север, с неболь­ шим (на на 10°) отклонением к востоку. «Н овая» церковь и «поздние» по­ гребения сохраняют такую же северную ориентировку. В данном случае на­ рушается христианская традиция ориентации церкви алтарем (апсидой) на восток. В раннем русском храмовом строительстве алтари ориентировались не на восток как таковой, а на восход солнца. Общеизвестно, что геогра­ фический восток и место восхода солнца не совпадают, поэтому большин­ ство древнерусских церквей очень приблизительно ориентированы апси­ дами к астрономическому востоку. Отклонения продольной оси церквей от канонического направления достигают значительной величины, с коле­ баниями азимутов до 120-180°. В основном северорусские церкви имеют северо-восточную ориентировку, приходящуюся на азимуты весенне­ летних восходов солнца .51 Эта ситуация обычно объясняется совпадени­ ем направления с азимутом восхода солнца в день, когда происходила за­ кладка церкви, т. е. в день святого - покровителя храма .52 Однако исследо­ ватели отмечают и другую тенденцию. Например, московские и вологод­ ские храмы имеют преобладающую северо-восточную и северную (на «летний восток» ) направленность длинной оси, а новгородские - на юго-восток, в сторону зимних восходов. Строго на восток были ориенти­ рованы только от 5 до 10 % церквей .53 Ориентация храма на реке Паз на северо-восток («летний восток» ) подтверждает его строительство в лет­ нее время. По нашему мнению, отход от «канонической» ориентировки церкви может объясняться тем, что реальный, видимый горизонт в этом месте реки Паз скрыт горным рельефом. Вероятна и утилитарная причина: строители выбрали наиболее комфортную ориентацию «холодного» здания с опти­ 50 Кучинский М. Г. Саами Кольского уезда... С. 17. 51 Раппопорт П. А. Ориентация древнерусских церквей/ / КСИА. № 139. М., 1974. С. 47. 32Там же. С. 43; Гаряев Р. М. К вопросу об ориентации русских церквей / / КСИА. Вып. 155. 1978. С. 40; Подосинов А. В. К вопросу об ориентации древнерусских церквей / / Церковная археология. Мате­ риалы Первой Всероссийской конференции. Ч. 1. СПб., 1995. С. 88-90. S3 Гаряев КМ. К вопросу... С. 43. 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz