Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз сывается в типичную модель структуры древнерусских сельских поселе- ний Русского Севера .45 В начале XVII в. в данном месте существовало небольшое монастырское поселение, по своему функциональному назначению близкое к поморским промысловым станам. Вероятнее всего, населялось оно не круглогодично, а в теплое время года. Рядом с церковью стояли две кельи монахов, погреб- «ледник» для хранения рыбы, «поварня» и, возможно, располагалось клад­ бище. В 18 м к юго-востоку и 15 м к востоку от церкви в склоне холма сохра­ нились два искусственных углубления (3x3,5 м), которые уверенно можно определить как существовавшие еще в начале XX в. погреба-ледники. Воз­ можно, что один из них и был упоминавшимся в переписи Алая Михалкова (1608-1611 гг.) «амбаром с погребом».46По общей традиции рядом с мо­ нашескими кельями обязательно устанавливался поклонный крест - неот­ ъемлемая часть жилого пространства Православной общины на Русском Севере .47 При входе в церковь висела «стальная дугообразная полоса, слу­ жившая в давние времена билом» и выполнявшая в бедных приходах функ­ цию колокола. Крест и било упоминаются среди «трифоновских» релик­ вий, хранившихся в храме.48В XIX-XX вв. около церкви образовалось при­ ходское «саамское» кладбище, местонахождение которого мы предвари­ тельно локализуем на прибрежном участке к востоку от церкви. На фотографии 1908 г. шведского археолога Г. Халлстрема среди берез видны досщатые двускатные домики мертвых с семиконечными крестами .49 Захо­ ронения были и на повышении холма западнее церкви. Сейчас могильные холмики на поверхности никак визуально не наблюдаются. После построй­ ки в 1874 г. «нового» храма «старая» церковь свв. Бориса и Глеба, возмож­ но, воспринималась как кладбищенская. Можно предположить, что начало Православному некрополю положили братские погребения монахов. В кон­ тексте изложения интересна существовавшая в Русской Лапландии тради­ ция, когда Православный причт разрешал использовать саамам для христи­ 45 Макаров Н. А. Приходская церковь Русского Севера на фоне археологической карты / / Культура славян и Русь. М., 1998. С. 401. 46 Харузин Н. Русские лопари... С. 440. 4" Рыжова Е. А. Сюжетный мотив «Поставление креста на месте основания монастыря» в агиогра­ фической традиции Русского Севера / / От Средневековья к Новому времени. М., 2006. С. 37-66. 48Краткое историческое описание приходов... С. 221. 44 «Около церкви среди довольно толстых и развесистых берез расположено лопарское кладбище». Цит. по: Мацак В. А. Печенга. Опыт краеведческой... С. 490, рис. 203. 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz