Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Шахнович Марк Михайлович лось определить около 10 % коллекции остеологических остатков. Видовой состав очень ограничен. Основная масса костей относится к среднего и мелкого размера диким и домашним парнокопытным (северный олень, овца или коза). Одна большая кость от скелета крупного парнокопытного (пред положительно, лось). Кости рыб, морских зверей и человека не выделены.43Анатомический набор костных остатков позволяет предвари тельно говорить об использовании неполных туш животных на участке, примыкающем к церкви. На костях отсутствуют следы от вываривания и ку хонной обработки (порезы ножом, пиление, рубка и т. п.), ремесленная об работка и, что странно, погрызы собак. Но, в то же время, можно отметить, что они были специально раздроблены. Историческая реконструкцияПредлагаемый опыт исторической рекон струкции церкви свв. Бориса и Глеба опирается на письменные источники (в основном, записки путешественников), неоднократно опубликованные фотографии ,44 одновременные строительные аналогии и логические по строения и, несомненно, во многом несет гипотетический характер. Ин формация о памятнике, полученная в результате раскопок, позволяет «сгла дить» их субъективность и более детально описать «древний» храм. Топография. Высокая мысовая площадка, на которой находилась церковь, во всех отношениях была очень удобна для сооружения храма: комфортное расстояние до порога, прикрытие рельефом от холодных северных ветров, наличие пресной воды, во время прилива возможность подхода небольших судов, а также близость к нерестилищу семги и во локовой тропе - началу одного из водных путей вглубь континентальной Лапландии. К тому же это было, по всей вероятности, самое «выигрыш ное» место в ландшафте долины. Холм, скорее всего, был обезлесен, и церковь живописно выделялась в общей панораме берега. Основной причиной в выборе места для постройки церкви было все же нахожде ние рядом летнего погоста саами-колтта Колттакенкяс, строения кото рого располагались в 100 м южнее. Сам факт строительства христиан ской церкви в черте саамского поселения свидетельствует о том, что местные жители не противились миссионерской деятельности. Возведе ние храма на краю береговой террасы, на границе «жилой зоны» , впи 43Определение д. 6. н. А. В. Зиновьева. 44Первые фотографические публикации видов Русской Лапландии появились в 1894 г. См.: Вагино- ваЛ.С. Роль культурных взаимодействий народов Мурманского края с соседними общностями в художе ственном развитии региона / / Вестник ТГПУ Вып. 4 (41). Мурманск, 2004. С. 106. 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz