Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Приветственное слово архиепископа Симона И еще об одном хочу сказать. «Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его, благокоренным радованием всея земли: горы Сион- ския, ребра Северова, град Царя Великаго» (Пс. 47, 2 -3 ). Перевод с церковнославянского звучит так: «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его, прекрасная возвышенность, ра­ дость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Ц аря» (Пс. 4 7 ,2 -3 ) . Суть этих двух стихов 47-го псалма довольно проста: - упоминается град Царя Великого то есть, И е­ русалим; - упоминаются и горы Сионские, которые ав- Соловецкий книжник . г Феодорит. тор называет «ребрами Севера»: они как бы боко­ вая сторона Иерусалима. Иерусалим лежит не пря­ мо, но боковой стороной к северному ветру (север дует в Иерусалим с боку); - Священное Писание часто называет «севером» диавола за его холод­ ность (нелюбовь). И еще потому, что на северной стороне от Иерусалима находится Вавилон, которым был порабощен Иерусалим: « о т севера откро­ ется бедствие на всех обитателей сей земли» (Иер. 1, 14); «пришедшего от севера удалю от вас и и згоню ...» (Иоиль 2, 20), - передает слова Господа пророк Иоиль; - ребра «Северова» (ребра дьявола) - члены его, народы. То есть те на­ роды, которые прежде были членами дьявола и которыми дьявол обладал, после сделались высотами и оградами христианской Церкви. Применять данную аллегорию по отношению к России - излюбленный прием многих писателей-историков (например, Николая Коняева). Да, это красивая, выразительная аллегория. Но, главное, она ко многому обязывает, налагает на нас особую ответственность. С одной стороны, она выражает сокровенный и объективный момент ситуации - то, что не горам, а нам, лю­ дям, на Севере промыслительно благословлено быть «высотами» и «о гр а ­ дами» Церкви Христовой. С другой стороны, эта аллегория требовательна. Ведь для полноты, для совершенства и раскрытия существа ситуации явно еще не хватает нашего искреннего, личного, субъективного участия, не хва­ тает нашей решимости служить этими «высотами» и «оградами». 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz